Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Все теги

«Успешный классный руководитель: какой он?»

17.02.2021


 

Представьте, что вы вновь оказались за школьной партой. Рядом перешептываются одноклассники, а у доски стоит ваш классный руководитель и увлеченно что-то рассказывает. Каким он был и какую роль сыграл в становлении вашей личности?

Из воспоминаний Ивана Степановича, классного руководителя 11 «А».

Он сидел в пустой учительской, размышляя о подшефном классе. Шел седьмой год его классного руководства и в памяти всплывали воспоминания о пройденном пути, вызывающие теплую улыбку.

Время летит быстро и вот у бывших пятиклассников в этом году выпускной вечер. И когда они успели стать такими взрослыми?! Помню, как я впервые вошел в 5 «А». Мне было и любопытно, и тревожно одновременно. Любопытно, потому что хотелось скорее встретиться с ребятами и тревожно от той ответственности, которую я на себя брал. 20 детей и 20 судеб, к которым я теперь имею непосредственное отношение, их радости и проблемы, победы и разочарования становятся и моими тоже.

Неделей ранее, растерянный, я интересовался у их первой учительницы с каким классом мне предстоит работать. Она подробно рассказала мне о каждом ученике, и я был удивлен, как много она знает о них, как включена в их жизнь. Вспоминала, как помогала им адаптироваться к школьной жизни, как тщательно готовилась к урокам, чтобы привить интерес к обучению, как играла с ними на переменах в подвижные игры, что давало возможность переключиться и отдохнуть. Впечатленный ее рассказом, я отметил тогда, как важно уделять внимание каждому ребенку. Вскоре это стало основой моей работы.

Я разговаривал с родителями, наблюдал за отношениями между ребятами, и сам проводил много времени вместе с ними. Доверительные отношения сложились не сразу, но если дети чувствуют, что ты честен и искренне хочешь помочь, то открываются и идут на встречу. Даже если возникают конфликтные ситуации, я убежден, что в большинстве случаев с детьми можно договориться. Главное, избегать поспешных выводов, выяснить, что стало причиной их действий, а также перечислить возможные последствия, которые упускаются из вида.

Я делал многое, чтобы они стали дружным и сплоченным коллективом (совместные выезды на природу, субботники, подготовка к праздникам, походы в кино и театр). Все это для того, чтобы, приходя в школу они чувствовали себя комфортно и безопасно, знали о возможности обратиться за помощью и поддержкой и ко мне, и к своим одноклассникам.

Во время школьных мероприятий я наблюдал, какие увлечения и таланты есть у ребят. Мне хотелось поддержать и развить их интересы и умения. Да, это длительная и трудоемкая работа, но ее положительный результат меня радовал. Однажды я помогал в подготовке к песенному конкурсу, в котором участвовал Никита, а затем мы всем классом ходили на концерт, чтобы поддержать его. Мне всегда хотелось, чтобы ребята умели поставить себя на место другого, ведь без этой способности сложно построить отношения с другими людьми, обрести друзей, поэтому незаметно создавал такие условия, где они могли бы в этом тренироваться.

Однако, несмотря на мои усилия, случались и неприятные события. Однажды, я стал свидетелем того, как группа ребят смеется над Олей, ученицей из параллельного класса. Увидев ее растерянный вид, алые щеки и испуганный взгляд, я не мог оставить ситуацию без внимания и посчитал важным прервать это. Собрал ребят после уроков, чтобы поговорить о произошедшем. Мы обсуждали права каждого человека и ценность личности, тяжёлые переживания обиды и досады. Больше над Олей они не смеялись. Я рад, что ребята услышали меня и исправили поведение, ведь знаю о случаях, когда насмешки переходят в травлю и приходится подключать родителей, администрацию школы для решения подобных проблемных ситуаций.

Я всегда ощущал себя связующим звеном между детьми, родителями и педагогическим коллективом. Найти подход к родителям бывает непросто, но я всегда старался их убедить, что только совместными усилиями мы сможем добиться достойного результата в воспитании детей. Если кто-то из нас будет попустительствовать – успеха не достичь. Проявляя инициативу, я привлекал родителей к проведению классных часов, спортивных мероприятий, что всегда воспринималось ребятами с большим энтузиазмом. На родительских собраниях, помимо обычных организационных вопросов, говорил о причинах непонимания, иногда возникающих между родителем и ребенком, проблемном поведении детей, а также их безопасности дома, на улице и в школе. На некоторые встречи я приглашал школьного психолога, чтобы родители могли получить ответ от квалифицированного специалиста на актуальные для них вопросы.

В моем арсенале есть несколько фраз, на которые я всегда делал акцент в общении с детьми и рекомендовал родителям их использовать, чтобы показать возможность эффективного и бесконфликтного общения, где каждый говорит о своих чувствах, без оценки другого человека:

«Я буду тебе благодарен, если эта ситуация…»;

«Данный поступок, очень расстроил меня….»;

«Найди, пожалуйста возможность сделать…»;

«Если тебе нужна моя помощь – скажи об этом…..».

Я всегда взаимодействовал не только с родителями, но и учителями-предметниками, которые обращались ко мне с вопросами об успеваемости и поведении ребят. Случалось, что между учителями и детьми возникали спорные ситуации. Важным было сохранять нейтральную позицию, внимательно изучить все причины и подробности конфликтной ситуации, выслушать обе стороны и предложить варианты восстановления доверительных отношений.

Искренне хочется верить, что те качества, которые я старался открыть в детях, помогут им в дальнейшей жизни: способность замечать свои чувства и чувства других, уважение к себе и другим людям, умение дружить и приходить на помощь в трудной ситуации, стремление познавать окружающий мир и делать его лучше!

           Шабанова Анастасия Сергеевна 
методист отдела психолого-педагогического
сопровождения семей, имеющих детей
ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»
г. Екатеринбург

Теги

Возврат к списку


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть