09.08.2021
Особенности работы педагогов образовательных организаций, в частности связанные с постоянными контактами с другими людьми (специалистами, обучающимися и их родителями), желанием научить, помочь и сделать лучше, могут приводить к профессионального выгорания.
Под профессиональным выгоранием следует понимать состояние, которое можно охарактеризовать как опустошенность, разочарование, часто сопровождающееся безразличием к своей работе и выполняемым обязанностям. Иначе говоря, подобное «выгорание» - это реакция организма человека на непрерывный стресс на работе.
Сам термин «burnout» (выгорание) впервые появился в научной литературе в 1974 г. в статье американского психиатра Герберта Фрейденберга, опубликованной в «Журнале социальных взглядов». Тогда данный термин был использован как описание психологического состояния здоровых людей (специалистов), вовлеченных в общение со своими пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании им квалифицированной профессиональной помощи.
Позднее, американские ученые К. Маслач и С. Джексон выделили три главные составляющие выгорания:
- эмоциональное истощение (или, истощение ресурсов организма, в результате постоянного нахождения в стрессовых ситуациях в процессе трудовой деятельности и взаимодействия с людьми),
- деперсонализация (иначе говоря, расстройство самосознания),
- редукция профессиональных достижений (снижение чувства собственной компетентности и продуктивности).
В 1986 году, систематизировав все описательные характеристики «выгорания» они разработали опросник, предназначенный для измерения его степени в профессиях типа «человек – человек». В настоящее время многие специалисты, при диагностике профессионального выгорания используют данную методику-опросник, адаптированную Н.Е. Водопьяновой и Е. Старченковой, которая находится в свободном доступе в сети Интернет.
Профессии типа «человек-человек» связаны с работой в «помогающей» сфере. Педагоги – это те люди, которые чаще других находятся в зоне риска. Они много и интенсивно общаются с другими людьми (родителями обучающимися, самими обучающимися, а также коллегами). Кроме того, работа педагога подразумевает высокий уровень ответственности и наличие эмпатии. Даже когда появляется свободное время, специалист все равно не может полностью отдохнуть от работы. После рабочего дня педагоги, обычно, идут на педсовет, проверяют тетради, отвечают на сообщения родителей в чате, составляют план занятий на следующий месяц…
Снижение продуктивности и интереса к работе педагоги воспринимают как временную усталость. Однако, не стоит забывать, что одной из наиболее важных характеристик выгорания является незаметность. Человек с выгоранием не осознает его длительное время. Немного о том, какие бывают признаки профессионального выгорания:
· исчезновение интереса к работе и жизни;
· резкое снижение коммуникации с коллегами (у преподавателей также с учениками);
· безразличное отношение к окружающим;
· ухудшение качества работы, невозможность увидеть ошибки в работе и невнимательность;
· неуверенность и чувство профессиональной некомпетентности;
· неудовлетворенность рабочими задачами и результатами;
· отсутствие инициативности.
Для преодоления профессионального выгорания специалист должен научиться морально и физически отдыхать от работы, и что, немаловажно - отделять профессиональную жизнь от личной. В рамках профилактических мероприятий могут подойти: различные техники релаксации, прогулки на свежем воздухе и занятия спортом, дыхательная гимнастика, водные процедуры, чтение художественной литературы, а также включение в привычный график различных хобби – танцы, вышивка, вязание, просмотр любимых фильмов или сериалов.
Вот еще несколько советов по профилактике эмоционального выгорания:
1. Очень важно в своей работе уметь распределять приоритеты: то есть, распределять свои дела по значимости и актуальности. Не пытайтесь сделать все в один день, но и не откладывайте их «на потом», успевая за дедлайнами и делая в крайний день. Чем больше вы будете перерабатывать, тем менее эффективно будете работать в последующие дни.
2. Не берите на себя дополнительный функционал и поручения, если чувствуете, что не готовы к этому. При устройстве на работу поинтересуйтесь своими должностными обязанностями и строго соблюдайте их. Нечеткие функциональные обязанности могут приводить к переработкам, а собственно – к последующему стрессовому состоянию. Будьте внимательны к себе и своим личным ресурсам. Автоматизируйте, упростите под себя рутинные задачи, если это возможно.
3. Отдыхайте, полностью «отключившись» от рабочего процесса. Составьте распорядок дня, не забывая указывать в нем четкое время на сон и прием пищи. Это одни из важных моментов! А чтобы сместить фокус внимания с работы на что-то другое – найдите для себя хобби.
4. Находясь дома – будьте как можно больше времени со своими близкими. Делитесь с ними не только рабочими моментами, но и прочитанным, просмотренным. Перераспределяйте домашние обязанности между всеми членами семьи и не стесняйтесь просить у них помощи.
Уважаемые коллеги, замечайте за собой любые изменения в настроении, более внимательно относитесь к себе. Заметив негативные перемены в настроении и появлении неудовлетворенности своими обязанностями – используйте вышеуказанные советы или обратитесь за квалицированной помощью к специалистам.
Берегите себя и выстраивайте комфортный режим труда!
Не забывая, при этом, про отдых!
Наталья Викторовна Новосад,
Старший методист 1 категории Регионального ресурсного центра
по психолого-педагогическому сопровождению
Редактор информационного портала «Наши дети»
г. Екатеринбург
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть