Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Личный кабинет
Все теги

Как сделать классный час интересным и познавательным?

25.12.2020


Теги


Классный час является одной из основных форм взаимодействия между преподавателем и обучающимися в форме внеклассной воспитательной работы. Какую тему выбрать, как его провести и каким он в итоге будет – решают педагоги. Чаще, классный час превращается в час доверительных бесед на одну из актуальных тем, способствующих самоанализу у обучающихся, преодолению проблемных ситуаций, а также поиску конструктивных вариантов решения. Именно поэтому преподавателям так важно создать атмосферу принятия и доброжелательности. Но как же сохранить такую атмосферу и сделать каждый классный час интересным и познавательным?

Для начала хотелось бы выделить основные преимущества классного часа перед другими формами внеклассного взаимодействия в образовательных организациях:

- классный час предполагает активное участие КАЖДОГО обучающегося (высказывание своего мнения, возможность обсуждения);

- высокая результативность классного часа, в связи с возможностью влияния как на мнение одного, так и на группу обучающихся (мнение сверстников зачастую бывает важнее мнения взрослых);

- классный час позволяет преподавателю создать необходимое проблемное поле и условия, тем самым спрогнозировать результативность профилактической или воспитательной работы;

- большая вариативность проведения классного часа: от простой беседы-дискуссии, просмотра и анализа видеофрагментов на актуальную тему до квеста, в зависимости от творческого потенциала проводящего.

Чтобы классный час для обучающихся оказался наиболее эффективным и выполнял все заявленные в нем функции (просветительская, профилактическая, информационная и пр.), он должен быть грамотно подготовлен. Таким образом, подготовка к предстоящему классному часу для педагогов включает следующие действия:

- во-первых, определение единой темы с учетом запроса самих обучающихся и основных задач воспитания, развития и образования детей данной возрастной категории

- во-вторых, постановка и четкая формулировка цели и задач

- в-третьих, продумывание содержания: выстраивание конкретной и логической структуры занятия, составление плана-конспекта или подробного сценария, подбор необходимых вспомогательных средств: наглядный материал, музыкальное сопровождение, презентационный и раздаточный материал)

- в-четвертых, рассмотрение возможности приглашения специалистов из других служб и ведомств, образовательных организаций, которые работают с данной категорией обучающихся для представления им своего профессионального опыта, проведения мастер-классов и пр.

- и в заключении, в-пятых, обязательный анализ проведенного классного часа, а именно его результативность.

При организации классных часов не стоит забывать о необходимости использования современных, интерактивных способов и форм проведения, которые должны быть в арсенале любого классного руководителя.

1. Дебаты, дискуссии – данный формат предполагает вовлечение всех обучающихся в обсуждение различных проблемных ситуаций, обучение отстаиванию собственной позиции и конструктивному принятию других точек зрения.

Пример: Попробуйте разделить класс на 2 и более микро-группы, в зависимости от количества обучающихся. Далее предложите им одну из тем на обсуждение. Впоследствии представители каждой из групп высказываются в защиту своей позиции по отношению к данной теме (позиция обязательно должна быть принята и рассмотрена внутри микро-группы). Представители групп могут высказываться по очереди, выступать с предложениями, выслушивать и учитывать мнения участников своей микро-группы.

Роль ведущего – сопровождение обучающихся на всех этапах (подготовка к обсуждению, высказывание собственных позиций, участие в дискуссии).

2. Группы советов – формат, способствующий конструктивному общению внутри группы, развитию творческого (креативного) мышления, а также работе в команде.

Пример: Данный формат не предполагает подготовку материала обучающимися заранее. Ведущий задает тему уже на самом классном часе и просит учеников самостоятельно разделиться на микро-группы (по 5-6 человек). Далее предлагает в течении нескольких минут (до 5) обсудить внутри группы заданную тему или проблему и по истечению времени – представить полученные выводы.

Роль ведущего – сбор выводов по заданной теме или проблеме и представление комплексной схемы решения проблемной ситуации, с учетом ответов обучающихся.

3. Элементы ролевой игры – метод, помогающий учащимся лучше узнать проблемную ситуацию через ее обыгрывание.

Пример: Ведущий представляет обучающимся «реальную» ситуацию и предлагает обыграть ее, найдя конструктивные способы решения. Для удобства и включения всех обучающихся в работу – необходимо поделить их на микро-группы и подготовить ситуации на большое количество участников (до 5-6 персонажей). Поделившись на группы, обучающиеся «перевоплощаются» в героев предложенной им ситуации и в течении определенного времени разрабатывают сценарий или план возможного развития сюжетной линии. По окончанию времени – представляют его своим одноклассникам.

Роль ведущего – сопровождение обучающихся, а также подготовка вопросов для итогового обсуждения после представления обыгрываемых ситуаций участниками каждой группы.

4. Классный час, посвященной вопросам и ответам – подобное мероприятие способствует налаживанию доверительных взаимоотношений, помогает решить уже имеющиеся внутригрупповые проблемы.

Пример: Ведущий назначает день для проведения классного часа и просит обучающихся подготовить вопросы на определенную тему.

Роль ведущего – мотивирование учеников на активное участие в классном часе и подготовку вопросов.

5. Проведение ученических конференций, форумов и симпозиумов - данный формат классного часа предполагает обучение детей навыкам поиска необходимой информации, подготовки докладов и представление их перед большой аудиторией. Помимо подготовки докладов обучающиеся могут перейти в активную дискуссию, задавать уточняющие вопросы, делиться мнениями по заявленной теме.

Роль ведущего – мотивирование учеников на активное участие в классном часе и подготовку докладов на заявленную тему.

6. Игры «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т.п – увлекательный интерактивный формат классных часов, способствующий преподнесению познавательной информации обучающимся в интересной для них форме.

Таким образом, для того, чтобы классный час был интересен для обучающихся, можно использовать любые интерактивные и интересные формы и методы воспитательной работы, доступные в школьных условиях. Главное, чтобы самим обучающимся было интересно и классный час достигал поставленных Вами целей. Важно выстраивать тематическую систему проведения классных часов с использованием различных технологий классных часов как единый целенаправленный процесс.

Кроме того, необходимо правильно подбирать темы для обучающихся, в соответствии с их возрастными и личностными особенностями. То, что заинтересует школьников в 6 классе, совсем не воодушевит девятиклассников или старшеклассников.

В последнее время на первый план выходят информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ), которые также следует использовать при проведении классных часов. ИКТ представляют собой современный универсальный инструмент общения и являются эффективным средством для получения необходимой информации. Таким образом, ИКТ позволят Вам еще больше разнообразить формы воспитательной работы, сделать их более творческими и креативными.

Итак, в образовательной среде, при проведении классных часов должно быть место творчеству, поиску, реализации способностей и интересов обучающихся, накоплению личного творческого потенциала и развитию необходимых навыков взаимодействия.

Старший методист Регионального ресурсного центра
по психолого-педагогическому сопровождению
Редактор информационного портала «Наши дети»
Наталья Викторовна Новосад,
г. Екатеринбург

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть