13.04.2020
В настоящее время в нашей стране происходят кардинальные перемены в сфере образования, предъявляется все более высокий уровень требований к педагогу, как профессиональных, так и личностных. Эти обстоятельства в совокупности с высоким динамизмом, нехваткой времени, сложностями возникающих педагогических ситуаций, необходимостью интенсивных контактов и социальной оценкой усиливают эмоциональную напряженность педагогических работников и, как следствие, способствуют возникновению и развитию у них эмоционального выгорания.
Эмоциональное выгорание рассматривается как долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов. Оно может выражаться в жесткости, в отсутствии милосердия и гуманности, в том, что специалист может чувствовать свою бесполезность, отсутствие перспектив профессионального роста. По результатам современных исследований, наиболее подвержены выгоранию педагоги с высоким уровнем тревожности, эмоциональной чувствительности, низким уровнем саморегуляции эмоциональной сферы.
Понимая актуальность проблемы эмоционального выгорания педагогических работников, психологи рекомендуют как можно раньше диагностировать проявления негативного эмоционального состояния, а также использовать различные виды психокоррекционной и психотерапевтической помощи.
В практической деятельности психологи используют широкое разнообразие методов и технологий, направленных на стабилизацию эмоционального состояния. К ним относятся, в том числе, направления арт-терапии: танцедвигательная терапия, маскотерапия, куклотерапия и создание кукол, терапия средствами искусства, фототерапия, а также терапия с использованием песка и глины.
Глинотерапия – метод психологической и психотерапевтической работы с применением природной глины. Это достаточно глубокий метод, направленный на работу с психосоматическими симптомами, СДВГ, эмоциональными трудностями (страхами, тревожностью, застенчивостью, агрессией и не только) и другими запросами. Метод глинотерапии основывается на сенсомоторном опыте человека и предполагает свободу самовыражения.
Первооткрывателем в глинотерапии является Х. Дойзер, разработавший метод «Поле глины», суть которого заключается в проявлении себя на глиняном «поле» – ящике, заполненном глиной. В данном методе нет строго определенного порядка действий, человек руководствуется чувственным восприятием «поля» с помощью рук. Ограничение пространства «поля» создает границы для рук, а его поверхность – свободу действий.
Использование метода глинотерапии в практической работе психолога образования подойдет не всем. Это касается как самого педагога-психолога, так и специалиста образовательной организации, обратившегося за помощью. Стоит учитывать, что для работы с глиной требуются специальные условия. Помимо самой глины (хорошего качества и не менее двух килограммов), необходимо, чтобы в кабинете психолога была вода, в достаточном количестве, как для непосредственной работы с глиной, так и для мытья рук после окончания упражнения. Еще важно подумать о том, как защитить одежду от случайных пятен. Можно подготовить специальные фартуки и нарукавники или предоставить возможность переодеться. Стоит предусмотреть, что не каждый педагог решится погрузить руки в такой «грязный» и не привычный, на первый взгляд, материал. Но если психологу удалось создать условия, и педагог согласен на работу с использованием глины, то результат такого взаимодействия будет очень хорошим. Работа с глиной может продолжаться в течении нескольких встреч, для того, чтобы педагог мог адаптироваться к этому нестандартному методу.
Терапевтический эффект в работе с глиной достигается за счет того, что она не требует специальных навыков, глина податлива, мягка и ей можно управлять. Глина – природный материал, который использовался на протяжении всей истории человечества. Жилые дома, посуду и игрушки делали из глины, во многих мифах человек был создан из глины. Данный метод позволяет открыть доступ к бессознательному – взглянуть на причины возникающих трудностей, выразить эмоции, опыт, который не получается выразить словами, «захватить» переживание, чувство, «увидеть» его и прожить. Это особенно актуально для педагогов, поскольку выражение некоторых базовых эмоций (гнев, страх, печаль) является социально не одобряемым. Сознательное или бессознательное сдерживание негативных эмоций оказывает влияние на самочувствие и поведение педагога, и может стать не только причиной развития эмоционального выгорания, но и ухудшения физического здоровья.
Использование глины способствует релаксации, снятию напряжения, выражению тяжелых эмоций и чувств, наполнению энергией и раскрытию внутренних ресурсов человека за счет его погружения в регрессивную среду, в воспоминания и чувства из детства. Все это делает данное направление арт-терапии особенно эффективным в работе с эмоциональным состоянием педагогов.
Одним из практических приемов работы с глиной, который эффективно применяется в работе с эмоциональным выгоранием педагогов, является взаимодействие с глиной с закрытыми глазами. Такой метод помогает полностью переключить внимание на ощущения, ослабить визуальный контроль, выйти из ситуации оценивания своей работы. Преодолевая движением мышц сопротивление глины, человек «пролепливает» свои эмоции. При этом психолог может задавать вопросы: «Что Вы чувствуете?», «Что Вам хочется с этим сделать?», «Во что хочется преобразовать это?», «Что Вы хотите этому сказать?». В итоге, то, что хочется изменить – изменяется, то, что хочется удалить – удаляется, а то, что переделать – переделывается. После взаимодействия со своими эмоциями через глину снижается общее эмоциональное напряжение человека, в дальнейшем он может обращаться к этому опыту расслабления и освобождения.
Хороший терапевтический эффект по снижению эмоционального напряжения, нормализации общего фона настроения и других признаков эмоционального выгорания достигается и в групповой работе. Она может проводиться в виде освоения основных навыков работы с глиной, обучения основам гончарного ремесла. Работа с глиной – увлекательный процесс, который способствует развитию творческих способностей, расширению спектра переживаемых эмоций – радость новых открытий и впечатлений, установление контактов, развитие новых умений и навыков, что, в целом, дает возможность творческого самовыражения.
В работе практических психологов образования глинотерапия, как профессиональное арт-терапевтическое направление, пока используется редко. При этом активно развивается увлечение гончарным ремеслом, что, само по себе, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу не только педагогов, но и любого человека, как взрослого, так и ребенка.
методист Регионального ресурсного центра
по психолого-педагогическому сопровождению
Булатова Наталья Александровна
г. Екатеринбург
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть