Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Вопрос педагогу-психологу
Личный кабинет
Все теги

Буллинг: что делать, если в классе обнаружилась травля?

08.06.2020


Теги

В современных образовательных организациях все чаще встречается буллинг, именно поэтому перед администрацией, педагогами и психологами образовательного учреждения стоит ряд непростых задач: предупредить возникновение травли или определить, если буллинг уже происходит и пресечь его. В этой статье Вы прочитаете о том, что такое буллинг, как его «узнать» и какие действия необходимо предпринять, чтобы предотвратить или остановить травлю.

Что такое буллинг

Буллинг – это регулярное, преднамеренное преследование одних обучающихся другими с целью причинения психологического или физического вреда.

Травля характеризуется устойчивым распределением ролей: кто-то постоянно является преследователем (агрессором), другой все время подвергается нападкам, находится в роли жертвы. Типичным признаком буллинга считается неравномерное распределение власти или силы (агрессор имеет больше влияния на класс, чем жертва или физически сильнее).

Маркеры буллинга: как понять, что в классе происходит травля

При взаимодействии с классом или наблюдении за обучающимися, педагогу необходимо уделить особое внимание на следующие признаки травли:

1) обучающиеся редко взаимодействуют с одним и тем же одноклассником (исключение одного ученика другими из общего процесса общения);

2) один и тот же обучающийся постоянно подвергается насмешкам, в классе присутствуют «косые взгляды», обсуждение одноклассника за спиной или физическое воздействие на обучающегося, его личные вещи;

3) обучающийся постоянно находится в подавленном состоянии, проявляет признаки повышенной тревожности, неуверенности в себе;

4) ученик часто пропускает занятия, сбегает с уроков или опаздывает, приходит в класс последним (возможно, старается зайти в учебную аудиторию вместе с учителем);

5) один обучающийся постоянно выполняет просьбы/поручения другого (при этом, действия всегда односторонние, без ответного доброжелательного отношения).

Кто чаще всего подвергается буллингу

Обычно жертвами буллинга становятся обучающиеся, которые:

· отличаются от большинства (внешним видом/чертами характера/интересами и предпочтениями);

· имеют физические недостатки;

· проявляют нестандартное поведение (чрезмерно навязчивы, излишне активны или наоборот не заинтересованы в общении со сверстниками, держатся в стороне);

· не владеют некоторыми социальными навыками (не умеют общаться, используют деструктивные способы завоевания лидерства);

· испытывают трудности в обучении, поскольку часто болеют или не могут усваивать материал наравне с классом.

Если Вы заметили в Вашем классе признаки травли или увидели, что кто-то из обучающихся подходит под описание потенциальной жертвы травли, самое время предпринять необходимые действия по предупреждению или пресечению травли.

Профилактика буллинга в образовательной организации

Для предотвращения возникновения ситуации травли, необходимо сотрудничество администрации, педагога и психолога образовательной организации посредством:

· проведения мероприятий, направленных на сплочение класса;

· проведения занятий, направленных на повышение уровня коммуникативной культуры в школе;

· проведения мероприятий по созданию позитивной школьной атмосферы и безопасной образовательной среды;

· разработки правил поведения учеников (совместно с учениками);

· создания антибуллингового комитета.


Мероприятия по ликвидации буллинга в классе

Если Вы заметили признаки буллинга в классе, необходимо предпринять следующие меры.

1) Использовать программу «Класс без буллинга» (на сайте psychologia.edu.ru) для профилактики травли.

2) Проводить дополнительные мероприятия для обучающихся, в ходе которых рассказывать о том, что такое буллинг и почему его нельзя допускать.

3) Проводить родительские собрания, включающие в себя обсуждение признаков травли и методов совместной борьбы с буллингом.

4) Проводить классные часы с обучающимися, включающие в себя обсуждение правил поведения детей друг с другом (важно, чтобы школьники составили список правил сами).

5) Обращать внимание на признаки травли, давать детям возможность в безопасности информировать взрослых о буллинге.

О чем говорить с ребенком-жертвой

Обнаружив, что ребенок стал жертвой в ситуации травли, обсудите с ним, что такое буллинг. Расскажите, что вы знаете о буллинге, почему это плохо и что делать, чтобы его прекратить. Можете воспользоваться следующими фразами:

  • Никто не имеет права тебя обижать.

  • Если это происходит, скажи мне или родителям.

  • Ты не одинок, я готов тебе помочь (или найдется человек, который тебе поможет).

  • Не отвечай на оскорбления тем же, так ты показываешь, что тебя задевают слова обидчика.

  • Давай вместе подумаем, как сделать твое пребывание в школе безопасным.

  • Каждый человек заслуживает уважения и имеет как сильные, так и слабые стороны.

  • Ты не виноват(а) в том, что тебя обижают.

К тому же, очень важно убедить ребенка в том, что необходимо обратиться к психологу. Педагог-психолог, в свою очередь, должен провести комплекс индивидуальных занятий, направленных на повышение самооценки, улучшение коммуникативных и социальных навыков обучающегося.

О чем говорить с обучающимся-агрессором

Если в Вашем классе обнаружилась ситуация буллинга, важно выделить, кто является агрессором. Чаще всего агрессора можно определить по следующим признакам:

● Считают себя совершенством.

Агрессоры уверены, что обладают самыми лучшими качествами и навыками, думают, что они лучше большинства.

● Акцентируют внимание на ошибках, “неполноценности” других.

Это позволяет агрессорам сравнить себя с «неполноценными», удостовериться в собственном совершенстве.

● Всегда и всех осуждают.

Агрессоры не могут простить окружающим их промахи, цепляются к ошибкам и неудачам.

● Испытывают потребность во власти и контроле.

Таким образом агрессоры устанавливают свой авторитет, убеждаются в собственной значимости внутри класса.

● Ищут активности, не переносят тишину и покой.

Зачастую тишина и покой ведут к ощущению внутренней пустоты, а агрессоры очень боятся этого чувства.

● Презирают слабость, не терпимы к проявлению чувств других.

Агрессоры очень гордятся собственной силой, будь то сила духа или сила физическая, поэтому, видя проявление слабости у других людей, агрессоры испытывают с одной стороны раздражение, с другой чувство собственного превосходства.

● Проявляют лицемерие и двуличие: невозможно понять истинное отношение агрессоров к жертвам.

Агрессоры – прекрасные манипуляторы, которые готовы сделать все, чтобы в глазах окружающих выглядеть «положительными персонажами», оправдать свое агрессивное поведение.

● Требуют к себе повышенного внимания, играют роль мученика.

Чаще всего, агрессоры считают, что все вокруг должны видеть, насколько они совершенны и «восхвалять» их.

● Проявляют эмоциональную незрелость.

Инфантильность не является основной чертой агрессоров, но часто входит в комплекс основных черт агрессоров.

● Искажают факты, говорят неправду, даже если ее можно легко опровергнуть.

Будучи убежденными в собственной правоте, агрессоры уверены, что способны всех «обвести вокруг пальца».

О чем говорить с обучающимся-агрессором

1) Сообщите, что насилие – это не метод решения проблем и точно не лучший способ удовлетворения потребностей.

2) Расскажите, что травлю нельзя оправдать никакими обстоятельствами: ни шутками, ни «проверкой на прочность».

3) Поговорите о правилах ненасильственного взаимодействия с окружающими, обсудите, что можно сделать, чтобы конструктивно удовлетворить потребности в лидерстве и внимании.

4) Спросите, подвергался ли травле сам агрессор. Нередко такой способ взаимодействия обучающиеся-агрессоры перенимают из семьи.

5) Обсудите с обучающимся возможные последствия его агрессивного поведения (если Вы имеете дело с физическим насилием, расскажите об уголовной ответственности).


Важно понимать, что буллинг – это проблема, которую можно решить только сообща, когда администрация, педагогический коллектив и родители действуют вместе! Помните: дети нуждаются в вашем участии!

педагог-психолог Регионального ресурсного центра
по психолого-педагогическому сопровождению
Черепанова Алина Игоревна,
г. Екатеринбург

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть