Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Все теги

Психологические возможности проектной деятельности в образовании

08.06.2020



Проектная деятельность в системе образования широко распространена как в функционировании самих образовательных организаций, так и в виде включения проектной работы в процесс обучения и во внеучебную деятельность. Достаточно часто к работе над проектами привлекаются и родители обучающихся, особенно в начальной школе. Полезность работы над проектом сложно недооценивать. В данной статье представлена информация о психологических возможностях проектной деятельности, которые могут помочь родителям максимально эффективно и с радостью участвовать в ней с пользой не только для ребенка, но и для себя.

Под проектом обычно понимают последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но в то же время определенного результата. Это общее определение, содержащее в себе основные характеристики проекта. Применительно к образовательному процессу проект понимается как форма исследовательской работы, в процессе которой обучающийся самостоятельно или с помощью взрослых находит информацию по теме работы, изучает ее, делает выводы и представляет результаты в виде презентации.

Работа над проектом включает несколько этапов: выбор темы; поиск информации; изучение информации (практическое исследование); работа над презентацией; выступление перед классом; рефлексия. Все перечисленные этапы взаимосвязаны, по итогам реализации каждого из них ребенок получает количественные и качественные результаты. К последним можно отнести и личностное развитие.

Рассмотрим психологические возможности проектной деятельности и роль родителя на каждом из этапов работы над проектом.

Выбор темы


Важно учитывать предпочтения ребенка. Помощь родителя здесь может выражаться, во-первых, в выстраивании диалога, формулировании вопросов, способствующих определению сферы интересов, во-вторых, в составлении собственного списка возможных тем, идеями которых могут послужить хобби ученика, материал любимых школьных предметов, семейная история и прочее. В результате этой работы ребенок учится четче выражать свои мысли, задавать вопросы, обращаться за помощью.

Поиск информации


После того, как сфера интересов определена, можно приступать к поиску материала по теме. На данном этапе происходит отбор источников информации, поиск статистических данных, формулирование проблемы и гипотезы. Помощь родителя будет весьма полезна в освоении способа поиска материалов (как пользоваться Google, Яндекс и пр., каким ресурсам верить, как искать информацию в книгах и пр.), формулировании конкретизирующих вопросов по теме, помощи в описании основного вопроса исследования и определении цели деятельности. В результате этой работы ребенок развивает концентрацию внимания, умение искать информацию с использованием различных источников, понимает важность проверки достоверности фактов, формирует навык создания гипотезы как основного предположения в исследовании, учитывает разнообразие способов достижения цели.

Изучение информации (практическое исследование)


Данный этап нацелен на реализацию задач исследования и постепенного достижения результата: обоснование актуальности, методов работы, выбор материалов и оборудования, организация рабочего пространства, запись результатов. Практическая часть любого проекта является самой интересной и познавательной для ребенка, и может представлять собой эксперимент, наблюдение, специальные условия, расчёт или доказательство. В этой части необходимо показать ребенку насколько важно логично и грамотного подтвердить теорию (гипотезу) на практике.

Помощь родителя может быть сосредоточена на развитии мотивации и поддержке ребенка, на обсуждении промежуточных результатов, определении акцентов на важных темах, используя вопросы: «Как это поможет прийти к результату?», «Как этот шаг поможет разгадать главный вопрос исследования?» и подобные им. В результате этой работы ребенок развивает аналитические способности, умение подробно изучать, обобщать информацию и результаты практического исследования, выделять главное и второстепенное, умение прогнозировать и представить конкретный результат деятельности, быть организованным и самостоятельным.

Работа над презентацией


После обработки большого объема информации, проведения практического исследования и получения долгожданного результата важно представить итоги работы кратко и ярко в форме презентации. Родитель может помочь, выражая экспертную оценку готового продукта, зрительскую эмоциональную реакцию, подкрепляющую старания ребенка, внося правки в текст доклада для его корректности, доступности и логичности содержания. В результате этого этапа ребенок осваивает навыки визуализации результатов, обобщения большого объема информации до краткого доклада, тренирует навыки чтения доклада и создания презентации.

Выступление перед классом


На этом этапе родителю очень важно оказывать поддержку своему ребенку, особенно до и после выступления, рассказывать о способах релаксации и работы со стрессовыми реакциями. Любой исход выступления, воспринимаемый субъективно как успех или неудача, может дать опыт проживания стрессовой ситуации или помочь спрогнозировать подобное поведение в будущем (на ошибках учатся). Представление проекта перед большой аудиторией требует от обучающегося смелости, уверенности, пунктуальности, умения гибко реагировать на вопросы аудитории, навыков красноречия, стрессоустойчивости.

Рефлексия


Очень важным этапом является подведение итогов, обобщение опыта проектной деятельности, разбор успешных моментов и возникших сложностей. Включенность родителя здесь крайне важна, поскольку в силу имеющегося опыта и мудрости он может оказать своевременную поддержку своему ребенку путем совместного анализа всей проектной деятельности и достижений в ней.

При работе над проектом ребенку на всех этапах требуется усидчивость, дисциплина, умение создавать и соблюдать правила. Совместное творческое дело способствует формированию навыка работы в паре с родителем или в команде всей семьей, который помогает развитию доверия, умения быть в разных ролях (лидером и исполнителем) и выстраивать конструктивные деловые отношения.

Таким образом, психологические возможности проектной деятельности сопровождают её на всех этапах от начала до завершения. Это уникальные условия, способствующие развитию у ребенка целеустремлённости, самостоятельности, креативности, гибкости мышления, концентрации внимания, навыков ораторского мастерства, умения прогнозировать будущий результат и работать в команде; а у родителя – эмпатии, внимательности, чуткости, умений выстраивать диалог и поддерживать мотивацию ребенка к деятельности.

Заведующий отделом развития психологической службы
в образовании 
и службы медиации
ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» (г. Екатеринбург)
Ибатуллина Анастасия Владимировна


Теги

Возврат к списку


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть