20.05.2021
Скажем прямо, сегодня мы живем в двух мирах: реальном и виртуальном. Каждый из этих миров существует по своим правилам и законам. И если с реальным миром человечество давно и хорошо знакомо, то виртуальный мир мы с вами только обживаем, осваиваем. Каждый из нас является его первооткрывателем.
Наши дети, в ряду самых отчаянных и бесстрашных «путешественников» по виртуальным пространствам. В глобальной сети ребята получают как значимую информацию, так и развлечения, отдых, необременительный досуг. Посредством современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе, социальных сервисов, подростки находят новых друзей, с которыми общаются и обмениваются сообщениями, фото и видео файлами. Можно сказать, что в глобальной сети сформировался аналог межличностного взаимодействия в форме социальных сетей. Современное, так называемое «цифровое поколение», можно охарактеризовать как глобальных детей, у которых имеются неограниченные возможности получения и переработки информации, знаний. При этом, благодаря доступности и открытости информации во всемирной сети дети стали практически независимы от взрослых в получении необходимых им сведений и знаний. Социологический портрет «цифрового поколения» образуют такие качества, как креативность, инновационность, информированность, благодаря постоянной включенности в поисковую деятельность, многозадачность (способность решать несколько когнитивных задач одновременно). Однако, по мнению исследователей, проблемной зоной «цифрового поколения» является информационная перегруженность, вследствие чего снижается способность к оперированию новыми знаниями.
Часто высказываются предположения, согласно которым для подростков интернет – это расширенное жизненное пространство. К такому выводу часто приходят те, кто требует от школьников или студентов на время выключить смартфон. Согласно проведенному в 2018 г. исследованию лаборатории Касперского «Взрослые и дети в цифровом мире», от 70% до 80% учащихся младших и старших классов заявляют, что не готовы обойтись без смартфонов. Встречающиеся время от времени в СМИ сообщения о том, как студенты согласились целый день провести без сети Интернет и мобильной связи, неизменно сопровождаются признаниями, что подобный опыт стал нелегким испытанием для них. Распространяется мнение, что обратного пути нет – современный мир на наших глазах необратимо преображается.
Для наглядности давайте рассмотрим, как изменился процесс общения (вполне привычного общечеловеческого занятия), когда он происходит в виртуальности. Как мы помним, процесс общения состоит из нескольких составляющих:
I - люди обмениваются словесными сообщениями, что психологи называют коммуникативной стороной общения;
II - люди совершают совместные действия (борьба, давление, управление, кооперация), то есть взаимодействуют;
III - люди воспринимают социальный образ собеседника, формируютпредставления о другом, «встречают по одёжке», что психологи называют процессом социальной перцепции.
I. Коммуникативная сторона общения, представляющая собой обмен сообщениями, очевидным образом видоизменилась с внедрением цифровых технологий. В современном информационном пространстве подростку намного проще найти для общения виртуального собеседника, чем познакомиться с реальным человеком в действительности. Формируется новая культура взаимодействия, включающая свои понятия, ценности, мысли и средства их выражения. Например, одним из новых средств коммуникации становятся эмотиконы, они же эмодзи, смайлики. Это пиктограммы, изображающие эмоцию, способные добавлять или изменять смысл передаваемого сообщения. На просторах сети родился и так называемый «олбанский язык» – распространившийся в русскоязычном интернете в начале 2000-х годов стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но орфографически нарочито неправильным написанием слов («аффторжжот», «собсно», «аццтой»). Чаще всего подобный сленг используется при написании комментариев к текстам в блогах, чатах и веб-форумах. При этом заметно видоизменяются слова русского языка. У ребят, пишущих на подобном сленге, скудеет общий словарный запас, пропадает орфографическая грамотность.
II. Вторая сторона общения способствует объединению людей для самых разных форм сотрудничества или конкуренции в процессе совместной деятельности. Цифровые технологии оказывают помощь в реализации не только родственных, дружеских, партнерских или прямо враждебных отношений, но и так называемых «слабых связей» – не зависящих от пространственной близости и часто кратковременных взаимодействий между людьми в рамках выполняемой работы, хобби, гражданской активности, наведения разнообразных справок, поиска экспертов, развлечений и т.п. Цифровые технологии как нельзя лучше приспособлены для поиска и обеспечения слабых связей. Примером удачного взаимодействия может служить такой сетевой проект как - Википедия. Примером неудачного взаимодействия выступают конфликты, вырастающие из переписки в родительских чатах.
III. Едва ли не заметнее всего видоизменяется третья сторона процесса общения – социальная перцепция. Она похожа на взаимную ориентировку, когда обе стороны общения изучают друг друга по внешности, по манере говорить и двигаться, вести себя, по выражению лица. Так мы суммируем наше впечатление и суждение о собеседнике. Цифровые технологии обеспечивают множество контактов между незнакомыми (и даже имеющими мало перспектив для встречи когда-либо в будущем людьми), так что складывающиеся представления о собеседниках опираются на представляемые самими пользователями тщательно отобранные и выверенные автохарактеристики. Сведения о новом знакомце ограничиваются тем, что мы увидим на аватарке или тем, что он или она написали и опубликовали о себе сами.
Интернет-мир существует по своим законам и правилам. Он несет своим виртуальным гражданам как новые возможности, так и новые риски. Исследователи, анализирующие риски использования сети Интернет, говорят о четырёх общих категориях риска, которому подвергаются дети и подростки в сети.
Во-первых, это риск, связанный с содержанием материалов, представленных в сети Интернет. Глобальная сеть является мощным инструментом формирования общественного мнения и социальных представлений в целом. При этом по одному и тому же вопросу можно получить самую противоречивую информацию, как реальную, так и «фейковую», ложную, что размывает критерии объективности и достоверности информации. Ситуация осложняется, когда подросток получает доступ к нелегальной информации, несущей вред его здоровью и развитию (в наибольшей степени это касается материалов по теме насилия, сексуального содержания, суицидов, примеров асоциального поведения, наркотиков и пр.).
Во-вторых, это риск, связанный с контактами. Используя социальные сети, подростки могут завести нежелательные знакомства. Юные пользователи сетей становятся объектом пропаганды и манипуляций тех людей, которые используют интернет как трибуну для продвижения экстремистских идей, призывают к участию в несанкционированных массовых мероприятиях.
В-третьих, речь идет о коммерческом риске, связанном с нелегальным скачиванием контента, опасностью стать жертвой кибермошенников, недобросовестной рекламой.
Наконец, в–четвертых, это риск, связанный с использованием персональных данных, так как дети и подростки зачастую легко предоставляют личную информацию о себе, членах семьи и своем окружении. Иллюзия анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у пользователей представление о безопасности и вседозволенности любых проявлений в сетевой среде. Однако, американское исследование, реализованное в 2007 г., наглядно демонстрирует: 75% детей готовы предоставить личную информацию о них самих или о своей семье в обмен на доступ к услугам или продукции, предложенным им. Результатом может стать идентификация их в реальной жизни, поскольку подростки оставляют в сети Интернет свои фамилии и имена, а пятая часть опрошенных — номера телефонов. В свою очередь отечественное исследование связи между цифровой компетентностью подростков и их поведением при столкновении с онлайн-рисками (выбор правильных либо ошибочных стратегий действия) показывает, что для каждого четвертого российского подростка характерна «иллюзия» цифровой компетентности. Это означает, что они допускают ошибочные действия в ходе повседневных онлайн-ситуаций (например, проявляют готовность сообщить логин и пароль от почтового ящика после получения письма от якобы «администрации сайта»).
Борьба за кибербезопасность и, в первую очередь, за безопасность детей и подростков в сети Интернет – один из основных вызовов времени для всего мира. Россия здесь не исключение. Информационная безопасность детей и подростков – стратегическая задача для государства, так как дети являются его будущим. Предпринимаются многие действия в целях правового регулирования отрасли: в последние годы был принят ряд новых законов и подзаконных актов, накладывающих ограничение на распространение информации в Сети. Многие из них позволили исключить из русскоязычной сети Интернет внушительный пласт опасных для подрастающего поколения тем. Законодательное оформление вопросов, направленных на защиту прав и интересов детей и подростков, на создание нормальных условий для их развития и воспитания, в нашей стране началось еще в конце 90-х гг. прошлого века. Результатом стало принятие Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Этот закон является одним из важнейших законодательных актов, обеспечивающих безопасность детей в плоскости современного информационного пространства. Для противодействия угрозам информационной безопасности была также принята Концепция информационной безопасности. Запрету по решению суда могут подлежать конкретные сайты, социальные группы и их адреса. Владельцы социальных сетей и администраторы сайтов также могут по своему усмотрению блокировать сайты и страницы, содержащие экстремистские, ксенофобские и террористические материалы. В России ведется Единый реестр доменов, указателей страниц сайтов и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие запрещенную к распространению информацию (www.zapret-info.gov.ru).
Однако, перед родителями каждый день возникает необходимость обеспечения информационной безопасности детей и подростков. Интернет – принципиально новая среда, применение ее позитивных сторон и минимизация возможных негативных проявлений затруднительна в том числе и для взрослого, не говоря о подростках, для которых вообще свойственно отстраненное восприятие опасности. Сеть как бы расширяет реальность человека, поэтому особо возрастает роль умения отдавать себе отчет в собственных действиях и решениях, способности личности оценивать адекватность своего поведения в условиях новой реальности сети Интернет. Жизненно необходимой становится способность идентифицировать риски и действовать наиболее адекватно для их преодоления в условиях максимальной неопределенности.
Хочется подчеркнуть: мы не считаем сеть Интернет однозначно негативным явлением, она содержит и очевидно позитивные аспекты, которые реализованы, например, в образовании, психологической помощи и т.д. Интернет-среда активизирует свои потенциальные опасности лишь при определенной внутренней готовности подростка отозваться и среагировать на них определенным образом.
Формируют и подпитывают почву подобной внутренней готовности быть подверженным Интернет-рискам:
- внутренняя противоречивость самооценки подростка (неустойчивая, колеблющаяся от крайне завышенной до уничижительной);
- его зависимость от чужого мнения;
- неуверенность, потребность подражать идеалу (идеалами сегодня чаще становятся интернет – блоггеры, «звёзды» youtube);
- категоричность оценок и взглядов;
- недостаток критичности (готовность принимать любую информацию на веру, не подвергая её сомнениям);
-усиление интереса к вопросам справедливости, смысла жизни;
-попустительский стиль родительского воспитания либо сильныепротиворечия и непоследовательность в воспитательных стратегиях разных членов семьи.
Если внутренней готовности отозваться на риски нет, то и опасности информационного пространства остаются лишь потенциальными. Помогают подростку оставаться неуязвимым для вышеперечисленных рисков:
- наличие друзей и содержательного общения с ними в реальности;
- прочные межличностные отношения с родителями, близкими взрослыми;
- реализованная потребность в эмоциональной поддержке;
- ощущение взаимопонимания с реальным миром;
- развитая способность к критической оценке происходящего;
- позитивное внимание со стороны родителей.
Вот лишь некоторые алгоритмы действий родителей, позволяющие свести негативные последствия использования сети Интернет подростком к минимуму.
Начните с использования функции «родительский контроль». Она позволяет устанавливать расписание пользования гаджетом, ограничивает посещение нежелательных сайтов, позволяет отфильтровывать информацию. Помимо данной функции полезно договариваться об общем для всей семьи правиле «часа отбоя», после которого и дети, и родители выключают свои смартфоны до утра.
Обязательно научите своего ребенка основам кибербезопасности: почему не стоит оставлять в сети личную информацию, как пользоваться настройками приватности, как блокировать или вносить в черный список нежелательных собеседников, как пожаловаться модератору сайта – все это необходимые практические навыки сетевого сёрфера.
Продемонстрируйте ребенку как Вы лично делаете выбор в пользу того или иного предложения в интернете, будь это покупка или услуга. Важно подчеркнуть, что к любому онлайн-предложению стоит отнестись очень ответственно и критично.
Находите способы проводить время вместе с детьми в реальности. Настольные игры, прогулки пешком или на велосипеде, вылазки на природу, байки у костра – поверьте, вам есть, что предложить своему ребенку вместо «сёрфа» в сети Интернет.
Елена Борисовна Филипченко,
педагог-психолог МБУ ЕЦПППН «Диалог»
г. Екатеринбург
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть