Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Личный кабинет
Все теги

Родительская любовь: как найти золотую середину.

14.04.2020


Теги


Говоря о мерах профилактики, нелишним будет упомянуть о том, что к нарушающему любые нормы поведению могут привести неконструктивные родительские стили поведения и воспитания. Например, гиперопека и гипоопека.

Если представить шкалу родительского контроля и «любви», то представленные стили воспитания займут на ней два противоположных полюса: на отрицательном будет находиться гипоопека с отсутствием контроля, на положительном – гиперопека с чрезмерным контролем. В данной статье Вы познакомитесь с особенностями каждого из этих стилей

ГИПЕРОПЕКА

Гиперопека – стиль воспитания, при котором ребенок «задушен» любовью и контролем со стороны родителей.

  • Он никуда не может выйти один, а если и идет куда-то без сопровождения, то должен отзваниваться каждые 15 минут.

  • Ребенок не имеет своего мнения, т. к. есть только родительское, а остальное неправильно.

  • Только родители решают, чем, как и когда заниматься ребенку, тогда как его мнение и вовсе не учитывается.

  • Только родители знают, какие друзья подходят ребенку, какую профессию выберет сын или дочь, и, соответственно, в какой ВУЗ пойдет учиться после школы.

  • И даже кого в спутники жизни выберет ребенок решают родители, потому что им виднее – они жизнь прожили.

Часто в семьях с таким воспитанием ребенок, стремясь уйти от довлеющей опеки, пытается доказать свою самостоятельность и право принимать решения, поэтому начинает проявлять различные формы деструктивного поведения: самовольно уходит из дома, употребляет алкогольные, табачные и наркотические изделия, вступает в группировки. Конечно, подобное поведение проявляется не у всех детей, воспитывающихся в условиях постоянного контроля, но забывать о них не стоит.

При таких взаимоотношениях внутри семьи у ребенка не происходит формирования ценности осознанного выбора и ответственности за него. Отсутствует формирование навыков самостоятельной жизни, опыта решения проблем и исправления ошибок, преодоления сложных жизненных ситуаций. Также не происходит сепарации (отделения) от родителей.

ГИПООПЕКА

Гипоопека – стиль воспитания, при котором родители дают ребенку полный карт-бланш в выборе действий, поведения в той или иной ситуации.

  • Ребенок единолично решает куда, когда и с кем он пойдет.

  • Ребенок сам говорит родителям, с кем он будет проводить время и как учиться.

  • Он никому и никогда не звонит, чтобы рассказать где он находится и что с ним происходит, ни перед кем не отчитывается и имеет полную свободу действий.

  • Домашних обязанностей не имеет и всегда делает только то, что он хочет.

Логика родителей проста: «Нам некогда, мы работаем», «Мы же выросли порядочными людьми, хотя за нами никто не следил, вот и у ребенка пусть будет свобода действий», «Он уже не маленький, пусть сам…». Но эта логика не конструктивна! Она мешает развитию здоровой личности ребенка и чревата последствиями в виде эгоцентризма, вседозволенности, асоциального поведения, отсутствия эмоциональной близости с родителями.

Несмотря на кажущуюся самостоятельность и самоуверенность, ребенок (до 18 лет он все еще ребенок!) не умеет решать конфликтные ситуации и часто в них попадает, страдает тревожностью и неуверенностью в своих силах, отсюда возникает чувство одиночества и ненужности. Вот и получается, что родители хотели «как лучше», а в итоге все «как всегда».

Но что делать, если Вы вдруг поняли, что в вашей семье присутствует гипер- или гипоопека? В первую очередь необходимо обратиться к специалисту. Это нужно для того, чтобы понять, насколько внедрился такой стиль воспитания, а уже на основе понимания выработать адекватную стратегию поведения по изменению стиля воспитания в семье.

До посещения специалиста возможно предпринять самостоятельные меры для исправления ситуации.

В случае гиперопеки можно попробовать следующее:

  • Дать ребенку право выбора – например, выбрать, что он хочет есть на завтрак, не осуждая его выбор и не меняя его;

  • Разрешить ему звонить не каждые 15 минут, а раз в час;

  • Выслушать мнение ребенка, хотя бы один раз в день воздержавшись от комментариев «какая ерунда».

В случае гипоопеки можно сделать следующее:

  • Совместное времяпрепровождение – игры, прогулки, просмотры фильмов, литературные вечера;

  • Телесный контакт – «обнимашки»;

  • Разговоры по душам;

  • Помощь в решении проблем ребенка;

  • Защита его интересов.

Все изменения можно начинать с малого. Если Вы запрещали ребенку ходить к друзьям даже на полчаса, а сегодня отпускаете с ночёвкой, – он может Вас не понять. Лучше разрешить встречаться те же полчаса. И наоборот – если Вы никогда не проводили время вместе, а сегодня вечером решили и поиграть, и погулять – ребенок опять же Вас не поймет. Выделите на игру 15-20 минут – для первого раза этого будет достаточно. Также, желательно, чтобы оба родителя и бабушки с дедушками поддерживали единую линию поведения в воспитании ребенка.

Не бросайтесь из крайности в крайность, помните о том, что именно взрослый несет ответственность за физическое и психическое здоровье ребенка.

И для гиперопеки и для гипоопеки все действия, предпринимаемые родителями для исправления ситуации должны быть систематичными, планомерными и постоянными. Это большой труд, но он поможет Вам в улучшении качества детско-родительских отношений, формировании эмоциональной близости с ребенком и позволит ему стать гармонично развитой личностью.

Безусловно, правильное воспитание всегда находится где-то посередине. Разумный контроль со стороны родителей ЛЮБОМУ подростку жизненно необходим – именно он позволяет снижать тревожность в стрессовых ситуациях, когда подросток знает, что может обратиться за помощью к взрослым, оставаться уверенным в себе и в своих силах.

Подросток, действительно, имеет недостаточно жизненного опыта и часто не уверен в себе, скрывая эту неуверенность под маской наглости, самоуверенности и бахвальства. Родителям, желательно, вспоминать об этом, когда подросток устраивает очередной скандал. Подумайте, может он что-то хочет Вам сказать или просит помощи? Вспомните себя в этом возрасте – Ваши мечты, страхи, желания и, возможно, тогда будет легче понять своего ребенка, его душевное состояние в данный момент. Любите своих детей, принимайте такими, какие они есть. Старайтесь услышать без осуждения, и тогда Вы сможете наладить эмоциональный контакт со своими подросшими детьми.

         методист Регионального ресурсного центра
по психолого-педагогическому сопровождению
Медведева Анна Владимировна
г. Екатеринбург

Под редакцией старшего методиста
Регионального ресурсного центра
по психолого-педагогическому сопровождению -
Натальи Викторовны Новосад

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть