Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Все теги

Что Вы знаете о мульттерапии?

04.06.2020



Часто случается, что традиционные методы обучения становятся недостаточно эффективными. Ведь в современном и постоянно изменяющемся мире детей может заинтересовать что-то поистине инновационное. Так вот одним из таких инновационных и современных направлений может стать – мульттерапия. Это направление в последнее время широко известно, как часть арт-терапии. Ведь с помощью реализации своих творческих способностей дети могут справиться со своими трудностями и проблемами, страхами, а также скомпенсировать свои недостатки. А это порой так важно для детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, для которых обычные формы обучения, такие как: спортивные секции, художественная школа, часто оказываются недоступными. Кроме того, данное направление арт-терапии будет интересно детям, имеющим эмоциональные нарушения, гиперактивность или проявляющим некоторую заторможенность, высокую агрессивность и тревожность. Мульттерапия также позволит решить некоторые трудности, связанные с нарушением концентрации внимания, отсутствием конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми через развитие коллективного творческого потенциала.

Как Вы могли увидеть из вышеперечисленного преимуществ у мульттерапии огромное множество. С ранних лет мультфильмы занимают одно из основных мест в развитии ребенка. Через просмотр мультфильмов ребенок научается сопереживать героям, находить отрицательных и положительных героев, старается приобщиться к ним, ощутить сопричастность к чему-то важному и интересному. Дети часто копируют реплики из своих любимых мультфильмов, пытаются воссоздать их с использованием игрушек и даже организуют домашний театр, то есть оживляют персонажей. В мульттерапии как раз важно подобное ОЖИВЛЕНИЕ, так как это создает положительный эмоциональный настрой.

Мульттерапию следует рассматривать в двух направлениях: создание и просмотр мультфильмов.


Создание мультфильмов

В отличие от  других арт-терапевтических направлений, мульттерапия  включает в себя занятия с использованием различных видов творческой деятельности: графика, изобразительное искусство (через рисование красками, маслом, пластилином и пр.), литература и музыка. Очень важно в занятиях с педагогом и то, что детям не говорят, как делать правильно (кроме правил видео-записи) и ребята могут творить, ориентируясь только на свой творческий потенциал! Принцип спонтанности и легкости пробуждает в детях активность и фантазию. А умение педагога направить активность детей в правильное русло способствует созданию позитивного совместного продукта.

Создавать мультфильмы можно как лично, так и в группе. Когда ребенок создает мультфильм лично, он является и режиссером и мастером по свету, гримером, звукорежиссером. В групповой форме все эти роли можно закрепить за определенным членом группы. Главная цель занятий  - это создание мультфильма, а то, что порой его можно получить спустя час, воспринимается детьми (да и не только детьми!) как чудо и вызывает неподдельный восторг.

Эффективность работы, безусловно, будет во многом зависеть от сплоченности группы, от умения взаимодействовать в ней, а также от построения коммуникации между педагогом и детьми. Важно, чтобы педагог только наблюдал, при этом связывал спонтанные идеи детей в единую сюжетную нить, используя художественные приемы и предлагая наилучшую форму подачи сюжета. Создание героев, сюжета, освещения и оформления – только за детьми.

Создание детьми своих персонажей может носить и терапевтический эффект. Ведь создавая героя, ребенок наделяет его характером, привычками, дает ему положительные или отрицательные качества, которые не должны остаться без внимания педагога. Действуя согласно сюжету, ребенок вместе с педагогом может проработать свои мысли и чувства, проанализировать собственные поступки и понять их последствия. Таким образом, придуманные ребенком или группой детей истории и рисунки отражают их внутреннюю картину мира. А проецирование их вовне, через видеозапись и создание мультфильма, позволяет трансформировать негативный опыт в желаемый образ.

Во время создания мультфильма у ребенка развивается правое полушарие, которое отвечает за творческое развитие. Передвигая фигурки при записи мультфильма, с использованием метода перекладки, ребенок может легко освоить школьный курс кинематики. Изображая что-то на рисунке, например, готовя оформление сцены перед записью, ребенок получает все необходимые представления о форме, нахождении предметов в пространстве. А работая над музыкальным сопровождением, ребенок научается слышать музыкальные композиции, узнает музыкальные инструменты или создает музыку самостоятельно, что может позволить ему приобрести определенный музыкальный слух. Кроме того, ребенок приобретает актерские навыки, ведь он учится передавать голосом характер и эмоциональное состояние главного героя.

Создание мультфильмов не требует профессионального оборудования, достаточно сотового телефона с камерой и установленного приложения – видеоредактора. А дальше – воля фантазии. Даже специально оборудованного помещения не требуется, ведь освещение, оформление создается руками ребенка или группы детей при поддержке педагога.

С примером мастер-класса по созданию анимационной открытки Вы можете ознакомиться по следующей ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=4lRkW7zqoTs . Вы можете создать свою открытку вместе с ребенком у себя дома! Так может, приступите уже сейчас?


Просмотр мультфильмов

А это уже второе направление мульттерапии, которое поможет развить у ребенка способности к самовыражению и самопознанию, через коррекцию поведения, посредством просмотра мультфильмов.

В процессе просмотра, а затем последующего анализа мультфильмов у детей можно сформировать:

  1. Понятие о добре и зле. С этой задачей помогут справиться советские мультфильмы: «Кот Леопольд», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Мешок яблок», «Крошка Енот», «По дороге с облаками», «Фунтик», «Мама для мамонтенка», «Большой ух».

  2. Умение распознавать эмоции. Для того чтобы развить эмоциональный интеллект у своего ребенка нужно смотреть с ним мультфильмы вместе, комментируя ситуации, объясняя эмоции главных героев, делая акцент на их чувствах и переживаниях. Например, можно задавать вопросы: «Как ты думаешь, какую эмоцию сейчас испытывает (изображает) герой?», «А как ты понял, что он расстроен/плачет/радуется или злится?», «А почему герой поступил именно так, а не иначе? А как бы ты поступил на его месте?». 
    Мультфильмы, которые могут Вам в этом помочь: «Ежик в Тумане», «Паровозик из Ромашково», «Ежик и Медвежонок», «В стране невыученных уроков», «Вовка в тридевятом царстве», «Мойдодыр», «Дядя Степа», а также современный мультфильм об эмоциях от студии PIXAR под названием «Головоломка».

  3. Полезные привычки, а также понимание, что такое хорошее и плохое поведение. Именно через мультфильм можно научить ребенка преодолевать свои страхи, бороться с трудностями, уважать старших, сопереживать и проявлять сочувствие, а также не стать лентяем или неряхой (не забываем про мультфильм «Мойдодыр»).

А самое важное, что список мультфильмов Вы можете дополнять самостоятельно, в зависимости от интересов и предпочтений своего ребенка.

Старший методист филиала ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»
Регионального ресурсного центра
по психолого-педагогическому сопровождению
Наталья Викторовна Новосад
г. Екатеринбург

Теги

Возврат к списку


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть