Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 (343) 385-81-10

Запись на консультацию
Вопрос педагогу-психологу
Личный кабинет
Все теги

Условия успешного обучения ребенка в начальной школе

11.02.2021


Теги


Уже совсем скоро первоклашки впервые войдут в стены школы и услышат свой первый школьный звонок. Первый день в школе, первое сентября, праздничное мероприятие, где все внимание обращено только на первоклассников. Понятно, что после такого ученики могут посчитать, что школа – это сплошной праздник. Но праздник заканчивается, и их ждет адаптация к новым условиям, постоянное обучение и выполнение домашних заданий, ведь все это важные составляющие, к которым необходимо быть готовым будущим первоклассникам. Да и не только учащимся, но и их родителям.

Отдавая ребенка в школу, родители ждут, что он будет хорошо учиться, так как понимают, что успешность обучения, в целом, связана с дальнейшей взрослой жизнью. Именно поэтому у многих родителей будущих первоклассников перед началом нового учебного года появляются вопросы: «А нужно ли подготовить ребенка к школе и как это сделать? Как понять, готов мой ребенок к школе или посидеть дома (- в детском саду) еще годик? Как привить ребенку интерес к обучению, ведь он еще не умеет учиться?».

Не стоит забывать, что начальная школа – это некий фундамент, который помогает ребенку получить соответствующие умения и навыки, а также научиться правильно их использовать. Для того, чтобы обучение приносило больше радостных моментов, а не было в тягость, необходимо сформировать следующие мотивы: отношение к самому обучению, как к одному из важных и значимых дел и стремление к получению новых знаний (саморазвитию). Те дети, которым интересно, у которых сформирована позитивная установка на обучение в школе, есть потребность в познании нового, которые без труда запоминают новую информацию, имеют достаточно высокий уровень работоспособности, а также интерес в получении этой новой информации как правило, с удовольствием начинают посещать школу.

Однако, несмотря на обилие научной литературы по вопросам подготовки детей к школе, многие родители до сих пор задаются вопросом: «А стоит ли учить чему-то ребенка, ведь в 1 классе его обучат читать, писать, считать и т.д.?». В свою очередь могу ответить на данный вопрос так:

«Преподаватели часто сталкиваются с тем, что многие дети совершенно не готовы к посещению школы: не выдерживают школьный режим, трудно адаптируются к новым условиям, да и мотивация к обучению отсутствует. И дело здесь вовсе не в том, что ребенок не научился писать или считать, а в том, что у ребенка просто не сформировано желание познания чего-то нового, нет психологической готовности к школе».

Думаю, вы согласитесь, а может быть и сами были свидетелями таких ситуаций, когда первоклассники: владеют речью, умеют считать, писать, отлично пересказывают и быстро заучивают стихотворения, обладают прекрасными знаниями об окружающей среде, но к школе совершенно не подготовлены. То есть родители уделили огромное внимание приобретению дошкольником познавательных навыков и умений, что не может не радовать, а вот сформированности психологической готовности – практически нет.

Какие могут быть трудности из-за отсутствия психологической готовности?

1. Если не сформировать познавательную деятельность, то интерес к обучению у первоклассника быстро пропадет.

2. Если не научить ребенка использовать разные способы для приобретения знаний, то сталкиваясь с трудностями, он не сможет их решить.

3. Если ребенок не научится организовывать свою трудовую деятельность (например, самостоятельное выполнение домашних заданий без ваших напоминаний), то ему будет трудно контролировать свои действия, учиться концентрироваться на задании, что будет выражаться в постоянной отвлекаемости и неусидчивости.

4. Если не объяснить ребенку, зачем ему учиться – то и желания к познанию не появится. Такие первоклассники (бойко читающие и хорошо считающие) не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину, неусидчивы и как следствие – начинают конфликтовать со сверстниками и классным руководителем.

Психологическая готовность не возникает у детей сама по себе, а формируется постепенно, поэтапно в процессе игры (особенно с сюжетом), при общении со взрослыми или сверстниками, в трудовой и непосредственно образовательной деятельности. Да, многие дошкольники посещают курсы «Подготовка к школе», выполняют на уроках «домашние задания» или «играют в школу» дома с родителями, но характер обучения все равно другой, не такой как в школе.

Условия успешного обучения:

1. Старайтесь отвечать не все вопросы, которые Вам задает ребенок. Подобная любознательность усиливает тягу ребенка к знаниям и желанию учиться. Это один из наиболее эффективных «инструментов» в обучении. Если Вы не можете ответить на вопрос – попробуйте найти на него ответ совместно с ребенком, что только улучшит ваши взаимоотношения.

2. Включайте обучающие моменты в игровую деятельность ребенка. Повторяющиеся сюжеты или элементы помогут закрепить интерес к школе. Письменные принадлежности в виде игрушек или любимых мультипликационных персонажей – тоже можно использовать для учебы. Чем больше предмет напоминает игрушку, тем больше он привлекает ребенка. Вы даже можете предложить ему самостоятельно выбрать ручку, карандаши, пенал, тетради для письма и альбом для рисования.

3. Пусть ребенок пытается применить полученные знания в реальных условиях. Выучили с ребенком счет – пусть считает деревья или яркие машины на прогулке. Начинает проявлять интерес к чтению – пусть выберет свою первую книгу в книжном магазине. Он должен понимать, что знания, полученные дома или на подготовительных курсах – можно использовать и применять в бытовых ситуациях.

4. Формируйте усидчивость у ребенка. Это, на мой взгляд, один из наиболее полезных навыков, ведь просидеть 30 минут за партой для первоклассника- порой нелегко. Поэтому старайтесь приучать к той деятельности, которая требует от ребенка наибольшей сосредоточенности и усидчивости. Это могут быть: пазлы, мозаики, разрезные картинки, кубики с сюжетной картинкой, различные поделки. Активно включайтесь в процесс, при этом не подгоняя ребенка. Обязательно хвалите его за успехи. Если видите, что внимание ребенка переключается на другую деятельность – не мешайте, но спустя 3-5 минут спокойно предложите закончить (- пазл, мозаику, сбор кубиков). Так, у ребенка сформируется еще один полезный навык: доводить начатое до конца.

5. Не забывайте тренировать память. Предлагайте ребенку анализировать, вспоминать. Например, посмотрели детский фильм или мультфильм вместе – предложите ему вспомнить, во что был одет главный герой, как он выглядел и чем занимался. Можно предложить игры с игрушками, убирая или переставляя их, прося ребенка восстановить, как было. Поиграйте с ребенком в настольные игры: крестики-нолики, морской бой, эрудит или домино. Все вышеперечисленные техники помогут улучшить не только память, но и внимание.

Успехов в учебе Вашему ребенку!

 

Наталья Викторовна Новосад,
Старший методист Регионального ресурсного центра
по психолого-педагогическому сопровождению
Редактор информационного портала «Наши дети»
г. Екатеринбург

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть