Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Все теги

«Сеть социальных контактов» – ключ к пониманию своего ребенка.

22.04.2020


Если в семье и в доме есть взаимопонимание, то тогда нам все по плечу. Вместе мы можем справиться с теми трудностями, которые мы встречаем на своем пути. Семейное воспитание играет большое значение в образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором ребенок в дальнейшем выстраивает свою жизнь. Нравственное поведение, психологическое развитие, жизненные установки – то, что формируется в семье. Взрослые умеют делиться своими трудностями и переживаниями с окружающими их людьми. А вот детям, особенно подросткам, это дается намного труднее. Они более скрытные, поглощенные своими мыслями, как будто находятся в «броне», при этом стараются не показывать, как им может быть плохо и одиноко, но, как ни странно, нуждаются в этом! Невысказанные негативные чувства, не нашедшие пути выхода, накапливаются и усиливают проблемы в поведении.

Ребенок – обычно, довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций.

С тех пор, как в мире появился интернет, большинство из нас зависло в сети. У многих есть странички в Фейсбуке, Вконтакте, Инстаграм.

На этих страничках можно увидеть, какой музыкой Вы увлекаетесь, какие фильмы предпочитаете, что Вас веселит, кто находиться у Вас в друзьях. Вы добавляете человека в друзья не только потому, что он Ваш родственник или одноклассник, но и потому, что он классный фотограф или здорово печёт торты.

Это все своего рода сеть наших социальных контактов. Если бы была такая программка, которая отслеживает, с кем чаще всего мы общаемся, кого игнорируем, то, возможно, это облегчало бы работу нам, психологам, по такой технологии как «Сеть социальных контактов».

Эту технологию может использовать не только психолог в своей работе, но и родитель – для выстраивания взаимоотношений со своим ребенком. Плюс технологии в том, что Вам не нужно выдумывать, с какой стороны подойти к ребенку, как правильно задать вопрос. Вам нужно только создать условия для совместной деятельности и, главное, услышать своего ребенка!

Итак, попробуйте узнать своего ребенка чуть лучше, попробуйте стать к нему немного ближе, сделайте первый шаг.

Что Вам для этого нужно? Хорошее настроение, Ваш подросток с желанием с Вами разговаривать и делиться переживаниями, лист бумаги и ручка.

Начнем составлять карту социальных контактов. И не забудьте, что необходимо учитывать все высказывания ребенка. Именно они позволят Вам увидеть полную картину социального окружения ребенка, те ресурсы, которые помогли бы справиться с трудной ситуацией, тех людей, на которых можно опереться при решении различных проблем.

Прежде, чем начать работу по составлению карты социальных контактов ребёнка, объясните ему следующее:

· у каждого человека есть своя сеть социальных контактов;

· у самого ребёнка тоже имеются социальные связи с другими людьми;

· сетевая карта представляет собой круг, разделённый на 5 (6) секторов (семья, родственники, университет/школа, друзья, соседи и тд.), в центре которого изображён сам ребёнок;

· на сетевой карте должны быть изображены все самые значимые и важные люди для ребёнка;

· на карте должны быть отмечены все люди, кто выполняет какие-то определённые действия по отношению к ребёнку, как бы он к этим лицам не относился: позитивно, негативно или нейтрально;

· иногда важную роль играют животные, в этом случае их тоже необходимо изобразить на карте;

· люди, которых уже нет в живых, но которые много значили для ребёнка на каком-либо этапе его жизни, также должны быть отмечены на карте.


После того, как сетевая карта нарисована, задайте себе вопрос – знаете ли Вы, что происходит с ребенком в данный момент? Что Вы упускаете в общении с ним? Есть ли Вы в сетке контактов? Что происходит с Вами и Вашим ребенком? Что именно показывает и о чем рассказывает данная ситуация?

Ответив на эти вопросы, Вы сможете точно понять своего ребенка и оказать ему помощь. Обязательно проговорите с ребенком те моменты, которые Вы узнали, благодаря рисованию карты. Воспринимайте карту как способ сближения с ребенком, как возможность для понимания его мыслей и чувств, а не для обвинения и «выведения на чистую воду»! Цените то, что ребенок открылся Вам и рассказал то, чем до этого не решался поделиться.

Сеть социальных контактов поможет вам с ребенком стать командой. Работая вместе, слушая ребенка, Вы становитесь для него наставников и тем человеком, который всегда может его понять и поговорить с ним. Если у Вас было непонимание во взаимоотношениях, Вы сможете проанализировать то, что Вы ранее не слышали или не замечали, обязательно обращайте внимание на эмоции ребенка. И, наконец, Вы сможете увидеть Ваши проблемные зоны, над которыми нужно работать и совершенствовать их, так как процесс воспитания – длительный и сложный путь. Препятствия, которые встречаются на пути, даны нам для того, чтобы мы смогли с ними справиться, а если мы будем справляться вместе, то в процессе этого подросток получит колоссальный опыт, который Вы ему передадите.

И, напоследок, несколько рекомендаций, о чем нужно помнить, если Вы являетесь родителем подростка:

· Для подростка очень важна референтная группа или группа, в которой ребенка принимают. Помните, что группа оказывает серьезное влияние на его нравственное развитие.

· Невозможность или ограничения в общении со значимыми людьми вызывают у подростка беспокойство, тревогу, неуверенность в себе.

· Если у подростка есть проблемы в отношениях с другими людьми, это может привести к неврозам, нарушениям в поведении. Проблему можно решить, если обратиться за помощью к специалистам.

Кроме этого, учеными было установлено, что у подростков, которые в 12-14 лет были ориентированы только на общение с семьей, впоследствии возникали проблемы в личных и профессиональных взаимоотношениях с людьми. Поэтому позволяйте ребенку расширять свою сеть социальных контактов, и пусть он будет уверен, что всегда может обсудить с Вами любые сложности, возникающие в общении с другими людьми.

 Педагог-психолог, высшей квалификационной категории
Регионального ресурсного центра
по психолого-педагогическому сопровождению
Трифонова Наталья Ивановна
г. Екатеринбург

Под редакцией руководителя отдела
психолого-педагогического сопровождения семей,
имеющих детей, Центра психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи «Ладо»
Бариновой Елены Сергеевны.
г. Екатеринбург


Теги

Возврат к списку


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть