01.12.2020
Уважаемые родители, а знаете ли Вы, что каждая семья живет по определенным семейным правилам, о существовании которых многие даже не подозревают. Например, можно ли разбрасывать вещи, или они должны быть убраны в строго определенные места? Могут ли члены семьи повышать голос друг на друга в споре, или крик в доме – это что-то недопустимое? Кто в семье накрывает на стол, моет посуду, вытирает пыль?
Задумывались ли Вы о том, нужны ли строгие правила
и границы детям? Или Вы четко убеждены, что установление правил приводит к возникновению определенных проблем и сложностей? Давайте попробуем разобраться.
Детские психологи говорят о том, что правила, которые
в определенных ситуациях выступают как границы и запреты, очень важны для ребенка, без них он теряется в окружающем мире. Правила – важная составляющая в жизни каждого ребенка, вне зависимости от возраста
и личностных особенностей.
Как ни странно, правила позволяют ребенку быть увереннее, а главное – чувствовать себя любимым. Они дают ему возможность понять, что у него, у Вас и у других людей тоже есть границы. Их необходимо соблюдать
и уважать.
Важно, чтобы родитель на собственном примере показывал ребёнку соблюдение правил и границ. Именно родитель - это тот человек, который помогает ребенку отстаивать свои собственные интересы в будущем.
Зная правила, дети чувствуют опору и четкие ориентиры. Правила сводят к минимуму конфликты с окружающими вашего ребёнка. Они очень важны для усвоения социальных норм поведения, для понимания того, что у каждого действия есть последствия, например на грубые слова, сказанные другому человеку, можно получить такой же грубый ответ или другую,
не очень приятную реакцию.
Как правильно устанавливать правила, чтобы ребенок
их выполнял.
Устанавливайте правила мягко, четко и уверенно – это даст ребенку возможность опираться на Вас, чувствовать себя защищенным.
При формулировании правил используйте высказывания, в которых
Вы будете говорить только о тех фактах, которые произошли и о своих чувствах в связи с этим событием. Высказывания в форме «Когда я прихожу домой и вижу, что в комнате лежат неубранные игрушки, то мне очень неприятно», «Мне обидно видеть двойки в твоем дневнике
за невыученные уроки» позволяют родителям избежать обвиняющей позиции по отношению к ребенку и возникновения возможных конфликтных ситуаций.
Перед тем, как сформулировать желаемое поведение ребенка, т.е. как бы Вам хотелось, чтобы ребенок себя вел, необходимо проговорить причину,
по которой ему нужно это делать. Например, невымытая посуда приводит
к размножению микробов, бактерий и появлению в квартире тараканов,
а разбросанные по квартире игрушки могут стать причиной травмы любого члена семьи.
После того, как причина разъяснена, ребенку нужно спокойно сказать, какого поведения Вы от него ждете. Хотелось бы обратить внимание, что
в данном случае это не просьба, потому что ребенок имеет право просьбу
не выполнять, поэтому фраза «Мне бы хотелось» или «Я прошу», для данной ситуации не подходит. Уместными являются высказывания, которые обязывают ребенка следовать правилам «Давай договоримся, что после игры ты всегда будешь собирать игрушки» или «Мы установили правило, что
с завтрашнего дня ты сразу после окончания уроков в школе идешь домой».
Для того чтобы работали любые правила, за их невыполнение или нарушение предусматриваются санкции. Всем известно, что
за нарушение правил дорожного движения следует штраф, так и в семье, за невыполнение правил к ребенку должны применяться санкции, иначе правила работать не будут.
Зачастую, применение мер воспитательного воздействия к ребенку является наиболее сложной задачей для родителей, поэтому данная тема вызывает больше всего жарких споров и обсуждений.
Безусловно, когда к ребенку применяют санкции за «плохое поведение», но перед этим ему никто не объясняет, что значит «плохое поведение» и что за этим будет следовать, то для ребенка это может стать определенной психологической травмой. Однако не столько само воздействие травматично, сколько возникающее у ребенка в данной ситуации чувство незащищенности, непонимание того, за что с ним так поступили.
Предупреждать о последствиях невыполнения правил можно
с использованием высказываний в стиле «Если ты не будешь после игры убирать игрушки, то мне придется их закрыть в кладовку», «Если ты не будешь вовремя возвращаться из школы, то мне придется запретить тебе игры на компьютере». Подобные фразы позволяют установить границы дозволенности для ребенка, а также дать понять то, что за нарушение этих границ, ему придется отвечать.
Ваши требования к ребенку должны быть последовательными. Последовательность требований будет заключаться в том, что
в обязательном порядке при их нарушении Вы должны быть готовы применить санкции. Поэтому следует быть внимательным и аккуратным при формулировании правил и озвучивании санкций, которые последуют при их невыполнении.
Как правильно применять санкции для ребенка за невыполнение семейных правил.
Ситуации, когда за негативное поведение к ребенку должны применяться санкции, возникают и возникали в семьях, воспитывающих детей. Например, ребенка за плохие оценки в школе могут оставить на дополнительные занятия. В данном случае, в качестве воздействия выступает негативный стимул, то есть ребенку поручают сделать то, что ему не нравится.
Другой пример, когда ребенка могут лишить просмотра фильма за невыполненное домашнее задание, здесь в качестве санкции используется лишение ребенка чего-то приятного для него.
Важно помнить, что могут существовать ситуации, когда допускается нарушение правил, например «Я знаю, что задержка в школе может быть связана с рядом внеклассных мероприятий, только предупреждай меня о них, пожалуйста!» или «Если ты заболел и плохо себя чувствуешь, то можешь попросить меня помочь собрать игрушки». Однако есть ситуации, которые требуют неукоснительного соблюдения правил, например все то,
что касается безопасности жизни и здоровья ребенка.
Еще одни момент, который необходимо учитывать,
что ответственность за нарушение правила должна соответствовать «тяжести» проступка. Если нарушено правило из категорических запретов,
то санкции должны быть более существенные. Например, ребенок перебегал дорогу на красный свет и об этом узнали родители, то воспитательным воздействием за нарушение данного правила может быть лишение ребенка чего-то очень значимого для него из разряда развлечений или удовольствий, например, отмена запланированного посещения аквапарка. Иными словами, значимость для ребенка санкций должна быть соразмерной степени провинности.
Какие воспитательные меры неприемлемы по отношению
к детям.
Существуют приемы, которые являются недопустимыми при воспитании детей.
Категорически запрещается:
1. Применять физические методы, потому что это не только
не эффективный способ воспитания, но и способствует формированию
у ребенка как агрессивного, так и неуверенного поведения
2. Унижать, насмехаться, критиковать, особенно публично. Это пагубно влияет на самооценку и травмирует психику ребенка.
3. Запугивать от имени сверхъестественных существ или от своего имени. Есть риск, что ребёнок будет бояться, может вырасти тревожным.
4. Оскорблять, использовать слова-ярлыки. Например, «Ты неряха», «…и в кого ты такой…» и т.п. – осторожнее с подобными словами, ребенок может в это поверить и взять эту установку с собой на всю дальнейшую жизнь.
5. Обвинять в «плохой генетике»: «Ты такой же, как твой отец!».
Нельзя отыгрывать собственные конфликты с настоящим и бывшим супругом (супругой) на ребенке. Подобная тактика может приводить к появлению стыда, чувства вины у ребенка, а также, негативно сказываться на его самочувствии и поведении.
6. Применять меры за то, что ребёнок не может регулировать, например, за энурез, тики, моторную неловкость. Пытаясь прекратить нежелательные проявления, опираясь на волю, дети истощаются и могут доходить до отчаяния, и симптоматика может только усиливаться. Кроме того, к обиде зачастую примешивается стыд, страдает самооценка ребёнка.
7. Отвергать (не разговаривать, игнорировать, лишать любви), устраивать бойкот, говорить «Я больше тебя не люблю», для ребёнка это самое страшное. Отвержение родителем внутренне воспринимается как угроза жизни. С возрастом это никуда не уходит и у многих взрослых встречаются отголоски такого воспитания. Все это влияет на взаимоотношения с другими и самим собой.
8. Ущемлять в базовых потребностях. Никогда и ни за что нельзя лишать ребенка еды, прогулок, необходимых вещей для полноценного развития.
Терпение и любовь способны творить чудеса, и даже самый неуправляемый, на первый взгляд ребенок, способен исполнять и следовать правилам, когда они правильно применяются.
Западные психологи провели такой эксперимент: 4‑летних детей оставили одних в комнате, где на столе стояла тарелка с конфетами, при этом взрослые запретили детям брать сладости. Многие малыши изо всех сил боролись с соблазном – и успешно. Но некоторые дети не выдерживали
и, пока родителей не было в комнате, уплетали конфеты за обе щеки.
Спустя 20 лет психологи собрали данные о тех ребятах, и выяснилось, что дети, не устоявшие перед соблазном, повзрослев, не смогли побороть более серьезные искушения и стали заложниками губительных зависимостей.
Почему не каждый из нас «обрастает» вредными привычками? Почему мы умеем ждать, терпеть, вести себя в соответствии с ситуацией и не «сгибаемся» под непредвиденными обстоятельствами? Внутри нас выработан механизм, позволяющий подстраиваться под происходящее. Это – регуляция поведения, которой мы учимся с детства.
Безусловно, чем раньше ребенка обучать выполнению правил, тем легче ему будет социализироваться, благополучно проживать разные периоды жизни, особенно подростковый. Разумеется, если ребенок
не усвоил слово «нельзя» до переходного возраста, то установить для него какие-либо правила и границы, в этот период, будет достаточно сложно.
Важным стимулом для ребенка является подкрепление его положительного поведения, не стоит скупиться на похвалу за реальные достижения и успехи ребенка, в том числе и при выполнении правил,
но стоит это делать уместно и своевременно.
Правила важно проговаривать и обсуждать, учитывая интересы всех членов семьи. Как правила, так и санкции за их невыполнение ребенок может придумывать сам (при помощи родителя конечно) и тогда у правил становится больше шансов быть исполненными.
Однако пока правила не проговорены вслух – они могут становиться причиной напряжения и ссор. Не озвученные правила превращаются в претензии родителей к детям. У детей же порицание за поведение, которое заранее не обозначалось как неприемлемое, вызывает обиду и чувство несправедливости.
Такие же негативные чувства у детей вызывает поведение родителей, которые сами не выполняют установленные правила, но требуют их выполнения от ребенка. Только собственным примером родитель может показать значимость существующих в семье правил и этим побуждать ребенка к их выполнению.
Надеемся, что описанные примеры и рекомендации позволят Вам справиться с этой задачей, при возникновении вопросов – записывайтесь
на консультации к нашим специалистам.
Передельская Ирина Георгиевна,
заведующий отделом психолого-педагогического
сопровождения семей, имеющих детей
ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»
г. Екатеринбург
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть