Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Все теги

Принимать нельзя сравнивать.

01.05.2020



«Принимать, нельзя сравнивать» или «Принимать нельзя, сравнивать», каждый из родителей самостоятельно выбирает для своего ребенка, куда поставить запятую в этом простом предложении.

«Посмотри, какая красивая девочка! Это все потому, что она платье надела!» - может услышать чья-то дочь, которая носит только джинсы или спортивные костюмы. Или: «Вот у Васи за контрольную – пятерка, а у тебя – тройка! Просто Вася готовится лучше, а ты – лентяй!» - для сына, который может учиться хорошо, но мотивации не хватает. Родители, которые используют данные фразы, наивно предполагают, что тем самым донесут до своих детей мысль, что надо «ходить в платьях» и «старательно учиться», и дети их послушают. Ведь они их мотивируют, показывая как поступать правильно. То есть стараются сделать как лучше, но…

Но тут срабатывает обратный эффект. Родители, которые считают, что сравнение ребенка с более успешным ребенком – это хороший инструмент для повышения соревновательного духа и улучшения детской мотивации, планомерно вгоняют своих детей в комплекс неполноценности. Вместо того, чтобы стремиться к положительным результатам, дети начинают отступать. И это проявляется во всех сферах жизни ребенка: в школе, в дружбе, в любви.

Сравнение – очень схоже с понятием оценивание. Так вот, ребенок, выросший в постоянном сравнении и оценивании, будет и себя постоянно со всеми сравнивать. Например: «На меня сейчас так посмотрели, я, наверное, что-то не так сказал или не так одет, а может у меня одежда грязная, а может…и пр.».

Да и родители порой путаются в своих сравнениях. В одной ситуации с легкостью говорят ребенку: «Да ты только посмотри, как Вася хорошо учится! Получает одни пятерки за контрольные!», а в другой не разрешают ребенку сказать, что: «Сегодня была контрольная, и все получили тройку. Даже Вася». Во втором случае родители обычно обрывают: «Меня не интересуют оценки других детей. Ведь ты – мой сын (дочь)».

Но вновь контрольная работа и Ваш ребенок получает тройку, в то время как Вася – четверку. И по новой: «А вот Вася опять получил оценку выше…».

Открытое сравнение любого ребенка с кем-либо из его сверстников, может вызывать у него спектр разных чувств, от отрицательных: «я плохой», до положительных «это я хороший – а он плохой». А представьте, если это сравнение оказывается не в его пользу в аналогичной ситуации. Конечно, ребенку будет неприятно и обидно. Да и стремление всегда и во всем быть самым-самым лучшим, отнимает у ребенка все силы….

Как же мотивировать ребенка на достижение успеха, не используя обижающих его сравнений? Тут все просто, как «дважды два»: сравнивайте ребенка с ним же самим. Указывая ребенку на его личные достижения можно научить его оценивать свои перспективы и подпитывать веру в самого себя.

Например: «В конце первой четверти ты делал в диктантах дюжину ошибок, а сейчас всего три-четыре». «Помнишь, как ты едва успевал прочитать абзац, сдавая технику чтения, а теперь за минуту прочитываешь целую страницу!».

Суть данного метода очень проста: именно на личных примерах можно показать ребенку его прогресс и доказать, что научиться можно всему, но на это требуется время. Тем самым мы принимаем ребенка таким, какой он есть сейчас и мотивируем на достижение результата в его же деятельности. Очень важно избегать любых абстрактных сравнений, таких как: «вот в прошлом классе ты так много достиг». Хочется сразу же задать вопрос: а чего, собственно, он достиг? Занял первое место по бегу? Попал на доску почета? Или стал отличником? Обязательно конкретизируйте!

Необходима конкретика, подробности и яркая эмоциональная окраска примера. «Помнишь, как год назад ты пробегал 30 метров за 90 секунд, а сейчас за 35 секунд. Это же в три раза быстрее! Я так радовалась за тебя, когда наблюдала за тобой с трибуны! Горжусь, гордилась и всегда буду тобой гордиться!»

Очень важное условие для этого — вера в своего ребенка и четкая, оптимистичная позиция: «Сегодня ты умеешь чуть больше, чем вчера». Сравнивайте ребенка только с ним самим, и тогда Вы обязательно увидите прогресс.

Старший методист Регионального ресурсного центра
по психолого-педагогическому сопровождению
Наталья Викторовна Новосад
г. Екатеринбург

Теги

Возврат к списку


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть