Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Личный кабинет
Все теги

Правовые аспекты работы специалистов образовательных организаций по защите несовершеннолетних и гарантии соблюдения их прав

09.06.2022


Теги

Каждый человек с момента появления его на свет имеет неоспоримое право на жизнь, семью, жилье, охрану жизни и здоровья, на получение образования и медицинского обслуживания, на правовую и социальную помощь, на защиту от любых посягательств на жизнь, здоровье и имущество его самого и его близких, в том числе любого насилия со стороны самих себя, своих близких и друзей, а также посторонних людей.

На протяжении долгого времени именно дети, несовершеннолетние и подростки оставались самыми незащищенными, очень часто права данной категории граждан бывают нарушенными, а ребенок в силу возраста, физической и умственной незрелости не готов самостоятельно защитить себя. Государством реализуется множество стратегий, концепций и программ, направленных на защиту несовершеннолетних и гарантии соблюдения их прав.

Основным законодательным и правовым актом по защите детей является Конституция, принятая 12 декабря 1993 года. Основные положения по защите и охране детства содержатся во второй главе. По статье 17 каждый человек от рождения наделен правами и свободами, защита которых основная обязанность государства. Статьей 38 обеспечивается государственная моральная и материальная поддержка и правовая защита материнства и детства. В статье 43 государством гарантируется бесплатность среднего общего образования и возможность получения высшего образования бесплатно, на конкурсной основе. В статье 39 Конституции закреплено право всех групп населения, в том числе и детей на социальную помощь государства: обеспечение в случае потери кормильца или болезни и инвалидности, а также другие социальные пособия.

Одним из направлений по защите детей и несовершеннолетних остается правовая защита. В различных источниках можно найти много понятий «правовой защиты детей», склоняющихся к совокупности нормативно-правовых актов, обеспечивающих и гарантирующих основные права ребенка, а также деятельность субъектов, в том числе системы профилактики, призванных способствовать созданию полноценных условий для жизни и развития детей. И здесь не маловажную роль играют образовательные организации любого уровня, специалисты которых обязаны знать, понимать, а главное соблюдать сами и обеспечивать выполнение требований правовых норм всеми участниками образовательного и воспитательного процесса.

В структуре законодательных и нормативно-правовых актов высшей юридической силой обладают международно-правовые акты, ратифицированные страной. В сфере защиты детей можно выделить Декларацию прав ребенка 1959 г.; Конвенцию ООН о правах ребенка 1989 г.; Всемирную декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990г. В данных правовых документах сформулированы направления политики по защите детства. Основными являются:

- обеспечение законных прав и интересов детей и недопущение их нарушений;

- создание условий для полноценного физического, психического, нравственного развития несовершеннолетних;

- содействие семье в воспитании ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка ратифицирована СССР еще 13 июня 1990 года. По этой Конвенции государство обязывалось осуществлять политику поддержки детства, обеспечивать правовую защиту ребенка, а также создавать условия для жизни и социализации несовершеннолетних. Одним из направлений политики было принятие соответствующих правовых актов и поощрение правительственных и неправительственных организаций в регионах в подготовке программ, обеспечивающих интересы детства.

Современная федеральная законодательная база по защите детей начала формироваться в 1992 году с принятием Президентом Российской Федерации Указа от 1 июня 1992 года № 543 «О первоначальных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы».

Следующим шагом стало принятие Президентом Указа № 942 от 14 сентября 1995 г. «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года». Целью данного указа стала разработка единого Национального план действий в интересах детей.

В целях улучшения положения детей в Российской Федерации, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения и развития Указом Президента от 18 августа 1994 г. № 1696 утверждена федеральная программа «Дети России» в составе следующих целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи» и «Развитие индустрии детского питания». В последующем, на основании изменений социально-демографических, экономических, политических и других жизненных направлений президентская программа дополняется целевыми программами, такими как: «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» и другие актуальные в настоящее время программы, позволяющие обеспечить защищенность детей и несовершеннолетних.

Семейный Кодекс Российской Федерации также является основным документом, регулирующим права ребенка России, так как в нем, в целях усиления гарантий прав детей в семейных отношениях в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, выделена специальная глава «Права несовершеннолетних».

Именно Семейным Кодексом решен вопрос о праве ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих, вплоть до обращения несовершеннолетнего в суд по достижении им возраста 14 лет. Предусмотрено обязательное согласие ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопроса об изменении его имени, отчества при усыновлении и при его отмене. Согласие 10-летнего ребенка требуется также при восстановлении в родительских правах родителей, ранее лишенных этих прав, а также для усыновления и передачи ребенка, оставшегося без родительского попечения, в приемную семью.

Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства. В Кодекс включена глава о приемной семье (гл. 21) - принципиально новой форме устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без родителей.

Еще одним важным правовым актом стал Федеральный Закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в котором установлены основные принципы, на соблюдение которых строится вся государственная политика по защите прав ребенка:

- обеспечение и защита прав детей на законодательном уровне;

- поддержка территориальных органов по защите прав детей;

- поддержка семьи, в которой воспитывается несовершеннолетний;

- привлечение к ответственности лиц, нарушивших права ребенка.

Не следует забывать о Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором определяются субъекты системы профилактики, категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания для проведения такой работы.

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России еще в 2016 году В.В. Путин отмечал, что «… самое важное, что волнует родителей и учителей, общественность – это, конечно же, содержание образовательного процесса, насколько школьное образование отвечает двум базовым задачам, о которых говорил еще академик Лихачев: давать знания и воспитывать нравственного человека.

Он справедливо считал, что нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Безусловно важно сохранить глубину и фундаментальность отечественного образования. В школу уже вернулось сочинение, больше внимания стали уделять гуманитарным предметам.

Но только учебных часов из школьной программы здесь явно будет недостаточно – нужны проекты в театре, кино, на телевидении, музейных площадках, в Интернете, которые будут интересны молодым людям, привлекут внимание молодежи к отечественной классической литературе, культуре, истории.

В школе нужно активно развивать творческое начало, школьники должны учиться самостоятельно мыслить, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их, чтобы в будущем это стало основой их благополучной интересной жизни…»

По результатам негласных подсчетов всего за период 1993-1998 гг. было принято более 120 федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, в совокупности обеспечивающих претворение в жизнь принципов Конвенции ООН о правах ребенка на территории России, многие из которых с учетом внесенных изменений продолжают действовать и в настоящее время и соблюдение которых требуется от всех заинтересованных лиц, в том числе системы образования.

 

В статье использованы выдержки из работ:

1. «Правовая защита детей групп социального риска», выпускная квалификационная работа УрГПУ, 2017 г.,

2. Научная статья по специальности «Право» «Административно-правовое регулирование деятельности образовательных организаций по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних», А.А. Беженцев, Вестник Краснодарского Университета МВД России, 2019 г.

 Шинкун Елена Валентиновна
методист отдела профилактики рискованного поведения несовершеннолетних и
организации социально-психологического тестирования ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»

 

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть