14.07.2022
Конфликты – естественное явление, которое всегда было и будет, ведь именно они помогают развиваться системе взаимоотношений.
В современном мире общение людей все чаще переходит из реальной среды в онлайн-пространство, где, казалось бы, больше людей для знакомства, есть возможность поставить диалог на «паузу» или вовсе отправить человека в «черный список». Однако переписки в соц. сетях и мессенджерах имеют свои сложности: из-за нехватки невербальных и вербальных проявлений не всегда понятна реакция человека на какое-то действие или ситуацию, и у каждого та или иная фраза возымеет свое понимание. А некоторые, ощущая безопасность и комфортность своей онлайн-точки, позволяют много агрессивно-направленных, оценочных высказываний, не осознавая при этом последствий написанного.
То же происходит и с родительскими чатами, в которых изначально планируется информирование родителей о новостях или вопросах, касающихся их детей. Однако столкнувшись с родительским чатом лицом к лицу начинаешь понимать, что есть люди, для которых это возможность общения, поиска новых друзей или просто разрядка эмоций (как позитивных, так и негативных).
Первое время чат наполнен доброжелательностью, все участники подбирают слова и пытаются писать лишь по делу. Но стоит только столкнуться с первыми трудностями, например, сбор денег на подарок учителю, организация экскурсии или сложное задание по школьному предмету, начинается хаос. И в этом хаосе сразу определяются границы дозволенного.
Как говорится, сколько людей – столько и мнений, а сколько мнений – столько и причин для конфликта.
Все бы ничего, если бы разногласия оставались лишь в рамках данных чатов, где приходили бы к логическому своему завершению. Но нет! К сожалению, минус онлайн-чатов в том, что начать спор легко, а вот РАЗРЕШИТЬ его куда сложней. В этом потоке сообщений складывается все меньше возможностей объяснить свои действия или уточнить, что имелось ввиду. Спор либо сглаживается, либо набирает обороты, при этом причины разногласий не выяснены, ситуация не понятна и довлеет над головами родителей, заставляя их предпринимать активные действия. И в том, и в другом случае, обиды накапливаются и формируют конфликт в реальном пространстве, куда не вольно подключаются и дети. Часто причины детских конфликтов – это незавершенные разногласия между родителями. Дети быстро впитывают полученную информацию, поэтому единожды высказанное мнение о другом родителе, учителе или ученике воспринимается ребенком за истину, что транслируется в коллективе и приводит к новому витку конфликта: недопонимание родителей переходит в масштабное противостояние детей.
Можно ли создать «бесконфликтный чат»? Согласно теории и практическому опыту – нет! Именно в споре рождается истина, главное корректно выражать свои мысли.
Так или иначе создавая родительский чат необходимо понимать, что каждый человек имеет право на свое мнение и рано или поздно это мнение может не совпасть с чьим-то. Поэтому для того, чтобы уменьшить риски возникновения конфликтов рекомендуем следовать определенным инструкциям, которые согласуются родительским сообществом в начале совместного пути.
Необходимо определить формат чата. Диалог будет наполнен информацией и голосованиями или приветствуется личные истории, открытки, «смайлы» и «гивки». В зависимости от этих договоренностей будет выстраиваться поведение участников.
Во время создания единого онлайн-пространства необходимо выбрать модератора чата. Модератор будет организовывать и контролировать общение в нем. Желательно, если модератором будет родитель, состоящий в родительском комитете. Не рекомендуется передавать данную функцию педагогу, ведь его задача – координация детской группы, а не их родителей.
Также необходимо понимать, что модератор должен быть гибким и стрессоустойчивым, авторитарный стиль поведения может не понравится некоторым родителям. Для поддержания порядка обсуждения какой-либо темы необходимо направлять участников. Во время решения одной задачи обсуждение часто перетекает к другим. Модератору необходимо возвращать аудиторию к первому вопросу и подводить итог, прежде, чем диалог зайдет слишком далеко. Можно использовать следующие клише: «Правильно ли я поняла…», «Вы предлагаете…», «Мы пришли к выводу о том…» и т.д. Для быстроты и простоты выбора, а также для поддержания порядка модераторы могут сразу формулировать варианты выбора по каким-либо вопросам.
Далее следует выработка правил, которым будут следовать все участники родительского чата.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАВИЛА:
Писать сообщения только по теме чата.
Отправлять мысль одним сообщением без дробления на несколько. Текст в одном цельном письме воспринимается гораздо лучше и не загружает чат. Однако не стоит писать огромное сообщение, излагайте мысль кратко и четко.
Для рассылки сообщений должно быть определено четкое время. Например, с 9 утра до 21 вечера.
Голосовые сообщения — минимизировать, так как во время обсуждения какого-то конкретного вопроса такие сообщения создают хаос в беседе.
Ненормативная лексика является неприемлемой, как в рамках данного чата, так и в реальном общении.
Не оценивайте и не обсуждайте других родителей, детей и учителей. Легко сделать ошибочный вывод о человеке, но мы не можем знать все, что происходит в его жизни и как он к этому пришел, можем попросту и не догадываться о причинах его поведения.
Отвергая чужие идеи – предлагайте свои. Подумайте о реалистичности исполнения, подкрепите замысел конкретными ссылками и ценами, чтобы убедиться, что вас поняли.
Если вы хотите поделиться какой-либо информацией, представленной на сторонних ресурсах, опишите её содержание в нескольких предложениях.
Сохраняйте актуальную информацию, чтобы не потерять ее и не переспрашивать участников чата.
На конкретный вопрос, давайте четкий ответ. Если этот вопрос не относится к вам – не отвечайте. Например, задан вопрос «Кто завтра придет на празднование?», если вы не пойдете, то нет необходимости писать это в чат.
Сложные и спорные вопросы решайте при личной встрече или на родительском собрании.
Если обсуждение в чате мешает вам в течении дня, то отключите уведомление и выберите время для ежедневного просмотра чата.
Помните, что перед тем, как вступать в диалог с родителями – позаботьтесь о себе.
Существует правило HALT - Hungry, Angry, Lonely, Tired, в переводе на русский «НЕ БЫТЬ …» ГОТУ (Голодный, Одинокий, Тревожны (Злой), Уставший). То есть уделить внимание своим потребностям вместо того, чтобы страдать от их неудовлетворения, потому что любое из имеющихся показателей способно спровоцировать срыв. Важно помнить, что первым делом – Я и мои потребности! А уже ВАШЕ комфортное состояние благоприятно влияет на восприятие этого мира и тем более другого родителя, даже если ваши мнения не совпадают.
Если вы чувствуете раздражение и злость от темы или процесса обсуждения в родительском чате, то закройте диалог, постарайтесь успокоится и наполнить себя позитивными чувствами. Для этого рекомендуем упражнение «Поиск поводов для радости». Составьте список вещей, которые вас радуют и помогают оставаться в ресурсном состоянии. Желательно придумать занятия на все органы чувств: слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. На каждый день запланируйте несколько приятностей и награждайте себя за выполненные действия.
Не обращайте внимание на эмоциональные высказывания других, на их безграмотность и тревожность, сохраняйте себя и свои ресурсы. Спокойствие и сотрудничество между родителями – это здоровая среда для детского развития. Будьте счастливы, ведь ваше счастье передается вашим детям!
Глухих Виктория Михайловна,
методист отдела развития психологической службы
в образовании и службы медиации ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть