22.02.2022
Конечно, каждый родитель желает, чтобы его ребенка обошли стороной различные трудности и зависимости. И в этом поможет профилактика – это целая система мер, которая направлена на то, чтобы ребенок сумел противостоять вредным влияниям, избежать соблазна, научился заботиться о себе и беречь свое здоровье.
Что может сделать родитель?
1. Разговаривайте на любые темы, но на языке ребенка. Если у него есть интерес к трудным, взрослым, запретным вопросам, не отмалчивайтесь, поговорите с ним.
2. Учите ребенка с раннего возраста заботиться о своем теле.
3. Задавайте ребенку вопросы, выслушивайте его мнение полностью, без критики, обращая внимание на детали.
4. Занимайте «свободное» время ребенка чем-то полезным, следуя за его интересами. Например, общение с гаджетами замените на совместные прогулки и игры на свежем воздухе.
5. Меняйте свои вредные привычки на полезные. Важно, что вы делаете, а не говорите, ведь ребенок повторяет действия, а не слова.
6. Постепенно аккуратно формируйте негативное отношение ребенка к девиантным проявлениям. Без страшилок и запугиваний и по случаю, можно обсуждать фильмы, рассказывать истории, про то, какие неприятные последствия случились у кого-то, кто подрался, закурил, проглотил неизвестную таблетку и т.д.
Как может сделать родитель?
1. Обсуждайте профилактические моменты в спокойном состоянии. Если взрослый чувствует раздражение или страх, когда начинает говорить с ребенком, например, про алкоголь, такой разговор, скорее, передаст те же чувства ребенку и не будет профилактическим.
2. Уделяйте этим темам пару минут времени (если ребенок сам не настаивает на более длительном разговоре) и только по ситуации.
3. Длительность и системность – залог успеха. Профилактика – это не разовая акция, это систематичность.
В каком возрасте начинать профилактику?
С первых дней жизни, с каждым годом добавляя новые действия.
· Первый год – это заботливое отношение, своевременный уход и внимание.
· Второй-третий год – обучение навыкам бережного отношения к собственному телу, к окружающим людям, к своим и чужим вещам.
· Четвертый–шестой год – разговоры на актуальные темы. Читать профилактическую литературу (например, «Что делать если…» Людмила Петрановская), обсуждать с ребенком поступки людей (рассуждать о вариантах причин, по которым люди это делают и последствиях таких действий, но не давать возможности их осуждать).
· Седьмой-двенадцатый годы – развитие здорового образа жизни как системы, обсуждение вреда (физического, психологического), который могут нанести личности различные девиации. Обязательно с позитивными примерами (как можно найти выход из ситуаций, чтоб не вредить себе и окружающим).
· Начиная с 12 лет – «взрослые» разговоры и «взрослые» темы (даже если вы никогда не говорили о девиациях, возможно ребенок знает об этом очень много), разговаривать «на равных» (все же учитывая возрастные рамки, позволяя ребенку высказываться и объяснять причины своих поступков, давая возможность принимать собственные решения, мягко корректировать в направлении развития личности и поддержания психического и физического здоровья).
Никогда не поздно. Но чем старше ребенок, тем труднее и дольше. Представленная схема по возрастам относительна, ее можно взять за основу, и начинать профилактику с любого возраста, соблюдая последовательность.
Ребенок ввязывается в неприятности тогда, когда не удовлетворены его какие-то потребности. И начинать всегда нужно с заботы о нем. Но с заботы, которая действительно необходима ему, ребенку, а не которая представляется родителям. Бывает, что на практике это совершенно разные вещи. Например, ребенку важно поговорить, рассказать родителю о своих переживаниях, а в ответ на это родитель покупает ему какую-то вещь, кормит и садится смотреть свой любимый сериал, искренне считая, что проявил заботу. Ребенок в это время чувствует себя одиноко и в попытке справиться с неприятным чувством берет в руки гаджет.
Родители, будьте наблюдательны, посмотрите внимательно и поймите, что действительно необходимо сейчас вашему ребенку. Прислушиваясь к детям сейчас, мы можем улучшить их жизнь, что будет хорошей профилактикой.
Нет такого родителя, у которого все получается идеально. Свои трудности есть на каждом этапе развития ребенка. Это всегда в новинку, потому что дети все разные. Если Вы чувствуете, что в воспитании и развитии ребенка нужна поддержка, обязательно найдите ее. Начать можно с воспитателя, учителя или психолога учебной организации, если ребенок посещает ее. Либо обратиться в ближайший ресурсный центр. Также помощь можно получить дистанционно, например, написать письмо на почту родительского университета rod-univer@mail.ru «ЦППМСП «Ладо», где специалисты помогут справиться с любой задачей детско-родительских отношений.
Годырева Наталья Николаевна,
методист отдела профилактики рискованного поведения
несовершеннолетних и организации социально-психологического
тестирования ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть