28.02.2022
Сегодня требования к детям, которые предъявляются программой обучения и обществом, продолжают повышаться. При этом детей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше с каждым годом. А значит, необходимо создавать такую среду обучения и воспитания, в которой у каждого ребенка сохранялась бы возможность расти успешным и счастливым, – независимо от стартовых условий.
ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия, в состав которой входят педагоги различного профиля (психологи, дефектологи, логопеды и др.), а также врачи (детский психиатр, невролог и др.).
Вся эта команда специалистов проводит комплексное (всестороннее) обследование особенностей актуального развития ребенка. Затем, проанализировав результаты, члены комиссии коллегиально выносят заключение, в котором определяется необходимость создания специальных условий и, если необходимо, рекомендуется тот вариант программы, который ребенок сможет освоить, с указанием форм, методов и направлений работы специалистов.
Все задания, которые предлагаются на обследовании, подбираются по возрасту, учитывают возможности и особенности личности ребенка. Но так или иначе, обследование создает «ситуацию оценки» и может вызвать у ребенка беспокойство и тревогу, ведь его проверяют незнакомые люди, задают вопросы, наблюдают. Вот почему так важно заранее психологически подготовить своего ребенка к этому серьезному, ответственному мероприятию.
Как положительно настроить ребенка, что повторить накануне, как действовать до, во время и после прохождения ПМПК…
* Важно постоянно поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, основанный на любви, доверии и безусловном принятии. Ребенок должен знать: родитель на его стороне, что бы ни случилось!
Забота о ребенке и вера родителя в его силы повышают самооценку ребенка и помогают ему сохранить хорошее самочувствие накануне важных мероприятий.
* Создайте у ребенка позитивный настрой на обследование. Объясните, что необходимо будет постараться и выполнить задания, это важно. Настраивайте ребенка на игровую деятельность, а школьника – на общение с педагогом, интересные учебные задания.
* За несколько дней до обследования в непринужденной форме вспомните с ребенком домашний адрес, сведения о семье (ФИО родителей, где и кем работают), знакомое стихотворение (по возрасту), поговорите о текущем времени года.
* Отнеситесь максимально спокойно к процессу и результатам обследования, или по крайней мере – старайтесь не проявлять своего волнения. Помните, что ваша тревога стремительно передается ребенку.
* В день комиссии ребенок должен быть здоровым. В случае если ребенок заболел, попросите перенести комиссию на другой день! Важно заранее предупредить об этом специалистов ПМПК.
* Рассчитайте время так, чтобы прийти на комиссию заблаговременно, чтобы без спешки заполнить документы и еще раз настроить ребенка на взаимодействие с педагогом.
* Во время обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ребенку окажет педагог или попросит об этом Вас.
* При ребенке избегайте фраз: "он стесняется", "он не любит учить стихи, рассказывать", "он это не умеет", "она при посторонних людях не отвечает" и т.п. Во время процедуры лучше не вмешиваться вовсе, а все вопросы отложить до консультации со специалистами.
* После комиссии обязательно поддержите, приободрите ребенка, даже если он отвечал хуже, чем Вы ожидали. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка и всячески выражать свое негодование. Сохраняйте спокойствие и самообладание!
* Всегда стоит придерживаться «золотого правила»: мы оцениваем действия, а не личность, и при этом начинаем с хорошего – того, что получилось лучше или в чем ребенок старался. Найдите, за что можно похвалить и как поддержать уверенность. После комиссии ребенку лучше отдохнуть, поиграть или позаниматься любимым делом.
ДО комиссии |
ПОСЛЕ комиссии |
Подготовить на уровне самочувствия и эмоционального состояния: «Всё хорошо, у тебя получится…», «Ты сможешь, я с тобой», «Ты справишься». |
Общение с ребенком на основе безусловного принятия и поддержки: «Мы вместе», «Я люблю тебя», желателен тактильный контакт (обнять, взять за руку, погладить, сесть поближе) . |
Создать позитивный настрой: «Всё в порядке», «Тебя ждут интересные задания», «Это здорово – проверить себя!» |
Высказывание одобрения усилиям, старанию: «Ты так старался», «Похвально, что ты трудился… и у тебя получилось», а также (если были) отметить умения, прогресс в каких-либо действиях. |
Дать алгоритм действий: обсудить с ребенком, что от него потребуется, напомнить правила поведения. |
Обсуждение и озвучивание чувств – техника активного слушания ребенка: «Тебе сейчас… обидно/радостно/… ты устал... взволнован…». Слушать ребенка, разговаривать с ним. |
Ответить на все вопросы ребенка спокойно, на понятном ему языке. |
Важно сказать что-то хорошее безотносительно его успехов: «Ты самый лучший!». |
Уважаемые родители, помните, что обследование на ПМПК позволяет своевременно выявить трудности в развитии и обучении ребенка и определить условия, при выполнении которых имеющиеся трудности будут устранены.
Сергеева Мария Сергеевна,
педагог-психолог ТПМПК ЦППМСП «Ладо»
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть