Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Вопрос педагогу-психологу
Личный кабинет
Все теги

Что нужно знать родителям первоклассников о школьной адаптации

13.09.2023


  

«Что нужно знать родителям первоклассников о школьной адаптации»

Вот и остались позади летние хлопоты подготовки к школе, отгремело Первое сентября, и для первоклассников и их родителей начался новый ответственный период жизни – адаптация к школе. От того, как будет пройден этот этап, во многом зависит дальнейшее отношение ребенка к учебе и учителю, его успехи и уверенность в общении со сверстниками.

Давайте подробнее разберем, что же такое ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ и как ее успешно прожить.

Что такое школьная адаптация

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка. Школа изменяет всю жизнь ребенка – меняется круг общения, появляются новые виды деятельности, новые требования и т.д. Учеба с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов.

Под адаптацией к обучению в школе понимается процесс приспособления познавательной («Я умею»), мотивационной («Я хочу и мне нравится»), эмоционально-волевой сфер («Я умею контролировать свои эмоции») и в целом организма школьника к новым условиям жизнедеятельности. Сюда же входит механизм социализации личности, обеспечивающий включение ее в систему новых отношений и общественных связей.

  

У каждого ребенка – индивидуальные адаптивные способности

Период адаптации у разных детей протекает по-разному: у одних детей легче, у других – сложнее. Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов, как:

индивидуальных особенностей ребенка;

уровня готовности к школе;

степени развития социальных навыков.

Кто-то очень быстро привыкает к школе: ребенку хватает 2-6 недель, чтобы приспособиться; ему очень хочется и нравится учиться; у него все получается и он готов решать задания повышенной сложности, самостоятельно ищет информацию; с удовольствием и ответственно относится к выполнению поручений учителя; быстро заводит знакомства с одноклассниками. Как правило, у таких детей нет проблем со здоровьем. Подобные характеристики описывают ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ способности адаптироваться к новым условиям (адаптивности).

Дети со СРЕДНИМ УРОВНЕМ АДАПТИВНОСТИ дольше привыкают к школе (2-3 месяца), но при этом не испытывают отрицательных переживаний от ее посещения. Им свойственны незначительные перепады настроения, усталость. Ребята хорошо понимают наглядное пояснение учителя, усваивают основной материал учебных программ, успешно решают типовые задания. Они усидчивы и внимательны. Добросовестно выполняют указания учителя, но под его контролем. Поддерживают дружеские отношения со многими одноклассниками.

При НИЗКОМ УРОВНЕ адаптивности дети испытывают значительные трудности в привыкании к школе, относятся к ней отрицательно. Могут допускать нарушения дисциплины. Учебный материал усваиваивают фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто у них подавленное настроение, плохое самочувствие. Они мало общаются с одноклассниками, долгое время не знают всех по имени.

Родителям важно не давить на ребенка, не торопить и не обвинять в том, что он «хуже других». У каждого первоклассника – свой темп и способ вхождения в новый жизненный этап.

 Элементы школьной адаптации

Школьную адаптацию принято рассматривать во взаимосвязи физиологической, социальной и психологической адаптации.

При физиологической адаптации показателями адаптированности являются улучшение динамики работоспособности в течение первых месяцев учебного года; отсутствие психосоматических жалоб и простудных заболеваний, нарушений сна, навязчивых движений и действий; хорошее самочувствие; эмоциональное равновесие.

Родителям важно прислушиваться к жалобам ребенка на самочувствие, реагировать на них, не допуская развития заболеваний и отклонений.

Психологическая адаптация первоклассников к школе оценивается по таким параметрам, как мотивация к учебе, уровень развития познавательной сферы, эмоциональная готовность и способность к самооцениванию.

О развитости мотивационной сферы свидетельствует сформированность «внутренней позиции школьника», являющейся сплавом познавательного интереса и стремления занять место в новой системе социальных отношений, выполнять важную оцениваемую деятельность – быть школьником.

  

Родителям важно формировать у ребенка уверенность в себе, своих способностях; положительно настраивать на процесс учебы; уважительно говорить об учителе и других специалистах школы.

Уровень развития познавательной сферы оценивается по таким показателям, как: сформированность произвольного внимания и произвольной памяти; умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению; ориентировка в окружающем мире, запас знаний; надлежащий уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления; умение обобщать и дифференцировать предметы и явления; развитость речевой сферы. Важное значение имеет развитость мелкой и крупной моторики.

Развитие познавательной сферы во многом определяется кругозором и общей осведомленностью ребенка; широтой спектра его увлечений и занятий. Важную роль играет чтение. Хорошо, если ребенок умеет и любит играть в подвижные игры. Положительное влияние оказывают и совместное создание поделок, рисунков, творческих работ.

Об эмоциональной готовности к обучению в школе можно говорить в случае, если ребенок способен контролировать свои эмоции.

Родителям важно разговаривать с ребенком о его и своих чувствах, учить безопасно выражать эмоции, формировать волю и саморегуляцию (например, через соблюдение режима дня, занятия спортом и физической культурой).

Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и поведения человека. В зависимости от того, как оцениваются индивидом собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то или иное отношение к успехам и неудачам, тот или иной уровень притязаний.

Взрослым необходимо показывать свою любовь к ребенку независимо от его успехов или неудач; напоминать о сильных качествах характера и способностях.

Успешная социальная адаптация подразумевает высокий социальный статус среди одноклассников; коммуникабельность; усвоенные школьные правила и нормы поведения в урочной и внеурочной деятельности.

Родителям необходимо поощрять общение ребенка со сверстниками, показывать свой положительный пример взаимодействия с людьми; уважительно относиться к правилам поведения, прививая их и ребенку.

 

Важно отметить, что в жизни ребенка появляется новая значимая фигура – первый учитель. Хорошо, если жизненные ценности педагога разделяют и родители – таким образом проще обеспечивать единство требований к первокласснику в школе и дома.

Дети очень трепетно относятся к реакции учителя на их достижения, положительная или отрицательная оценка значимого взрослого напрямую влияет на характер отношений ребенка с окружающими (с семьей, одноклассниками).

 Рекомендации родителям первоклассника.

Для того, чтобы адаптационный период прошел для вашего первоклассника легко, предлагаем придерживаться следующих рекомендаций:

1. Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно – это правильный режим дня. Вместе с ребенком составьте расписание дня и отмечайте его соблюдение. Это научит ребенка планировать свое время, ставить цели и задачи, грамотно распоряжаться свободным временем.

2. Интересуйтесь у ребенка, что происходит в школе, принимайте участие в его переживаниях, впечатлениях, находите время на разговоры о трудностях, радостях, требованиях в школе. Выслушайте своего ребенка. Иногда то, что кажется вам не очень важным, для первоклассника может оказаться первостепенным! Объясните, что в любой ситуации окажете поддержку, придете на помощь.

3. Формируйте у ребенка положительный настрой на учебу в школе. Не пугайте его критикой и оценкой учителя. Не говорите о школе и об учителях плохо в присутствии ребенка. Ваше спокойное отношение к школьным заботам поможет ребенку решать трудности без паники.

4. Научите ребенка обращать внимание и получать удовольствие от процесса обучения, а не учиться только ради оценки. Процесс обучения приводит к разносторонним знаниям и навыкам, а уже потом к результату – оценке. Важно научить чувствовать связь между процессом и результатом.

5. Верьте в своего ребенка, доверяйте ему, уважайте его. Не сомневайтесь в его способностях. Не завышайте свои требования по отношения к нему. Не критикуйте за оценки и плохое поведение. Не сравнивайте с другими детьми в грубой форме. Обязательно хвалите ребенка. Поощряйте его старания и усилия.

6. Поделитесь с ребенком воспоминаниями о своих школьных годах. Так он будет понимать, что и его родители тоже были в такой ситуации, как и он. Рассказывайте о своих успехах и неудачах, о своих чувствах по этому поводу. Очень важно учить ребенка испытывать чувства и уметь их называть, в дальнейшем вам будет легче понять причину неудач своего чада.

7. Любите своего ребенка таким, какой он есть! Говорите слова любви и чаще обнимайте, чтобы не возникло ощущение, что родительская любовь уже не для школьников.

Эти простые советы помогут вам поддержать первоклассника в такой ответственный период его жизни! Они будут способствовать повышению самооценки, уверенности в себе, что однозначно доставит вам радость и гордость за своего ребенка.

 


 




Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть