Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Вопрос педагогу-психологу
Личный кабинет
Все теги

Что делать, если дошкольник ворует?

11.12.2024


Бесспорно, подобное поведение у детей вызывает обеспокоенность родителей и педагогов. Но оговоримся сразу: называя поведение маленького ребенка понятием из уголовного права, мы не призываем обвинять или клеймить его. Цель данной статьи – помочь родителям разобраться, какие причины вынуждают дошкольника брать чужие вещи. Оказывается, причин этого явления множество, и первое, что необходимо знать всем родителям, – в каждом возрасте они свои. 

В возрасте 2-4-х лет еще не сформированы понятия «свое – чужое». Малыш берет чужую вещь, потому что испытывает непреодолимое желание владеть понравившейся игрушкой. 

Возраст 4-7 лет – это возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать «мое» и «не мое», имеют понятие о личном пространстве и собственности. Но, с другой стороны, ребенку зачастую часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, и это может приводить к воровству. 

В возрасте 6-7 лет уже формируется произвольное (контролируемое) поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. 

 

Каковы возможные причины детского воровства?

Ребенок не может понять, какие вещи – его, а какие – чужие.

Такое непонимание характерно для совсем маленьких детей (2-4 лет). Нужно объяснять малышу это в каждой конкретной ситуации, чтобы он осознавал границы своего и чужого (в том числе, членов его семьи). Об этом родители должны ему рассказать и не раз. Рассказ следует сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребенку было понятнее, обратить его внимание на переживания его сверстника, который потерял свою любимую игрушку. 

Ребенку может настолько нравится какая-либо игрушка, и он настолько хочет владеть ею, что даже не осознает, что украл ее.

Такое может случаться, когда потребности ребенка часто игнорируются родителями. Это повод для родителей обратить внимание на неудовлетворенные потребности ребенка. Важно, чтобы устойчивое постоянное желание ребёнка чего-либо хотя бы частично удовлетворялось, а не вызывало сильное напряжение или тревожность.  Исключения составляют сиюминутные желания, в которых потребности у ребенка действительно нет.

Неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание.

Возможно, родители слишком сосредоточены на своих делах. Возможно, родился младший братик (сестренка) и ему (ей) предназначается теперь большая часть родительской любви. Ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным, ему кажется, что родители его не любят, несправедливы к нему. Воровство в данном случае – это способ обратить на себя внимание родителей, крик о помощи. 

Воровство может быть способом самоутверждения.

Подобное поведение тоже является свидетельством психологического неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами). Если ребенку не хватает родительского внимания, ему не хватает признания, ощущения своей значимости в семье. Важно выявлять у ребенка способности и таланты — это помогает поднять самооценку ребенка и его авторитет среди сверстников.

Ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались, его обижали. 

Он украл, чтобы отомстить обидчику. В этом случае важно помочь ребенку выработать правильную позицию и поведение, поскольку он хорошо понимает, на что он идет и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.

Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям).

Эта причина также связана с непониманием ребенком отрицательного характера воровства. Ребенок стремиться тем или иным способом сделать маме или папе приятное – и то, что он поступает неправильно, ему просто не приходит в голову. Стоит ему это объяснить.

Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение. Возможно, кто-то в семье приносит что-то домой с работы и рассказывает об этом. 

 

Предлагаем вашему вниманию общие правила, подходящие для всех возрастов и всех случаев воровства.

1.              Не устраивать истерик и скандалов. Крики и обвинения не способствует укреплению доверия между родителями и ребенком. Ребенок просто станет лучше прятать украденное.

2.              Важно поговорить с ребенком доброжелательно и без посторонних: выяснить, откуда у него новая игрушка или вещь; как он далее хотел украденным распорядиться; какие отношения у ребенка с владельцем вещи – все это поможет понять мотивацию ребенка.

3.              Нужно дать ребенку понять, как родителей огорчает его поведение, не называя происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения – лучше выяснения отношений.

4.              Нельзя обвинять ребенка, если вина его не доказана. Не называйте ребенка вором, навешивая на него «ярлыки» и предсказывая ему криминальное будущее. Можно высказать отрицательную оценку действиям ребенка (но не личности), с конкретным осуждением такого поведения.

5.              Расскажите сыну или дочке о последствиях неблаговидного поступка, объясняя переживания и чувства владельца вещи.

6.              Нельзя обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних и настаивать на демонстративных извинениях. По возможности, организуйте возврат украденной вещи, лучше без свидетелей. Принесите извинения. 

7.              Важно дать понять своему ребенку, что он всегда может рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.

8.              Обсуждая случившиеся, помните, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребенок будет скрывать все поступки, которые сочтет стыдными, плохими.

9.              Важно понять истинные причины воровства и работать с ними.

10.          Не возвращайтесь к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании ребенка.

 

Профилактика детского воровства.

Полное взаимное доверие между родителями и ребенком является лучшей профилактикой детского воровства. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство встречается редко.

Бывает, что у ребенка нет своей личной территории и вещей, которыми он может полностью распоряжаться по своему усмотрению. При такой ситуации у него не формируется понимание своего и чужого. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.

Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Познакомьте его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объясните смысл этой нормы на примерах из собственной жизни.

Также действенной профилактикой детского воровства является совместное чтение детской литературы с обсуждением поступков героев, их причин и последствий.

 

Педагог-психолог отдела профилактики рискованного поведения несовершеннолетних и организации социально-психологического тестирования ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» Анна Сергеевна Семёнова

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть