Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Вопрос педагогу-психологу
Личный кабинет
Все теги

Увлечь нельзя заставить

27.06.2024


 

В своей консультативной практике я регулярно сталкиваюсь с эмоциональными жалобами родителей на своих детей: «он ленивый», «не хочет ничего делать по дому», «его не заставишь читать» и т.д. Действительно, кого угодно выведет из себя ребенок, не желающий самостоятельно приниматься за уроки, помогать с домашними делами и читать на ночь.

Как быть? Продолжать требовать? Запрещать удовольствия? Отбирать гаджеты? Будем честны, если подобные меры и помогают, то не надолго. Но в большинстве случаев «воз и ныне там», а к несделанному домашнему заданию, немытой посуде и непрочитанной книге добавляются взаимное неприятие, раздражение и злость.

Давайте вместе рассмотреть истоки и пути решения проблемы.

Вспомните сильные стороны ребенка.

Для начала предлагаю укрепить свое родительское отношение осознанием сильных сторон, или «суперсил», вашего сына или дочери. Использование подобной техники позволяет родителю не столь критично подходить к промахам, допускаемым растущим человеком.

Ребенок не только исполнитель ваших поручений.

В дополнение к вышеописанному вспомните о том, что общение с ребенком не может состоять только из поручений и обязательных дел. Важное значение имеют совместные игры, разговоры и прогулки – все, что способствует накоплению багажа положительно окрашенных впечатлений. Такой багаж и является основной для выполнения обязательных дел.

Дать возможность проявить самостоятельность или сделать самому?

Далее я предлагаю вспомнить, позволяете ли вы своему ребенку проявлять самостоятельность в тех или иных делах и какова ваша реакция на процессы мытья пола, готовки воскресного завтрака или склеивания модели самолета, если они сопровождаются медлительностью и неловкостью со стороны дочери или сына.

В том случае, если вы подбадриваете и поддерживаете ребенка, помогая довести начатое дело до конца, последний получает конкретные умения, у него развивается сам процесс учения, он ощущает удовольствие от совместных занятий. Благодаря такому алгоритму у ребенка формируется чувство уверенности и ощущение успеха, закладывается фундамент его дальнейшей самостоятельности.

Если же вы склонны постоянно пресекать проявления самостоятельности и высказываете раздражение по поводу неумелости ребенка, у него постепенно пропадает желание браться за какое-либо дело и возникает чувство обиды. Соответственно, в такой ситуации говорить о формировании навыков самостоятельности и радости от совместной деятельности с родителем не приходится.

Ошибкой представляется также желание родителя ориентироваться только на конкретный итог (хорошо ли получилось?) и акцентирование внимания на допущенных ребенком промахах. На ошибки можно и нужно указывать ребенку, но через некоторое время, когда он, получив заслуженную похвалу, сможет спокойно отнестись к вашим критическим замечаниям.

Правила развития самостоятельности.

Бывает так, что ребенок, начав что-то делать, сталкивается с какой-то серьезной трудностью и все застопоривается. Если ребенок либо прямо просит о помощи, либо жалуется, что у него «не выходит», «не получается», отложите свои дела и придите ему на помощь.

Старайтесь действовать по правилу «Давай вместе», придерживаясь следующих правил развития самостоятельности:

1 этап – ребенок наблюдает за действиями родителей;

2 этап – ребенок выступает в качестве помощника;

3 этап – ребенок действует сам, но с помощью взрослого;

4 этап – ребенок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании;

5 этап – ребенок действует абсолютно самостоятельно.

Переходите к следующей стадии, только когда уверены, что ребенок усвоил предыдущий этап. Чем шире зона дел, выполняемых ребенком вместе со взрослым, тем быстрее будет идти развитие маленького человека и тем увереннее, успешнее и благополучнее он будет себя чувствовать.

Как приучить ребенка читать?

Не все современные дети читают книги. Но прежде чем называть своего ребенка ленивым и безынициативным, посмотрите на себя: принято ли в вашей семье проводить досуг с книгой в руках? Если да – то первый шаг в нужном направлении уже сделан, если нет – начинайте читать сами, получая от этого удовольствие.

В приучении к чтению очень хорошо работает правило «Давай вместе» и 5 этапов взращивания самостоятельности. Сначала заинтересуйтесь сами и увлеките ребенка сюжетом книги, читайте ему, затем предложите читать вслух по очереди. Шансы на то, что ребенок, предвкушая развитие сюжета, сам начнет читать эту, а потом и другие книги – намного выше.

Как еще можно применять схему «Давай вместе»?

Подобная схема универсальна и применима к обучению езде на двухколесном велосипеде, мытью посуды, уборке в комнате и т.д. Следует понимать, что пока у ребенка есть желание учиться новому, важно его не загубить, а оказать поддержку. В противном случае – есть риск стать тем самым родителем, который из-под палки заставляет своего ребенка-подростка учиться или прибираться.

Подумайте, какое дело не очень хорошо получается у вашего ребенка. Предложите ему: «Давай вместе!» Посмотрите на его реакцию: если он проявит готовность, займитесь с ним вместе. Внимательно следите за моментами, когда можно ослабить ваше участие («отпустить руль»), но не делайте этого слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные успехи ребенка, поздравьте его (а заодно и себя!).

Когда родители жалуются на недостачу времени, чтобы заниматься с ребенком, им важно понимать, что на исправление упущенного в воспитании детей потом уходит в десятки раз больше времени и сил.

Будьте для своих детей источником радости, вдохновения, любви, заботы и успеха!

 

Педагог-психолог отдела развития психологической службы в образовании и службы медиации ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» Ольга Федоровна Тетерина

 

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть