05.07.2024
В подростковом возрасте личность человека наиболее чувствительна к воздействию стрессовых факторов. Организм подростка переживает физиологическую перестройку, к которой добавляются психоэмоциональные проблемы, вызванные личностными особенностями взрослеющего ребенка, такими как, критичность и конфликтность. Ситуация может усугубляться острой реакцией на обиду и трудностями межличностного взаимодействия.
Зачастую у подростков проявляются полярные качества психики: развязность уживается с застенчивостью; безаппеляционность суждений и нарочитая уверенность часто граничат с заниженной самооценкой и ранимостью, а желание общаться может сменяться острой потребностью побыть одному.
Подростки нередко склонны импульсивно реагировать на происходящее, не в полной мере осознавая характер, значение и последствия совершаемых поступков. Наступление неблагоприятных последствий часто сопровождается высокой тревожностью и аффективной реакцией на ситуацию.
Чувства и эмоции человека выполняют важную сигнальную функцию: тревога может говорить о приближении негативной ситуации или опасности и заставляет психику анализировать обстановку и отвечать соразмерной опасности реакцией. Между тем повышенный уровень тревожности оказывает негативное воздействие на личностное развитие подростка.
В настоящее время в психологической науке выделен и исследуется такой феномен как социальная тревожность, представляющий собой состояние эмоционального дискомфорта, страха, опасения и беспокойства в отношении социальной ситуации и оценки другими людьми.
Социальная тревожность проявляется на фоне формирования такого важного новообразования подросткового возраста, как поиск своего места в предпочитаемой группе.
Социальное тревожное расстройство мешает ребенку жить своей жизнью. Он избегает ситуаций, которые большинство людей считают «нормальными».
Вот несколько признаков, по которым можно определить подростковую социальную тревожность:
· регулярные страхи и волнения по поводу обычных дел, например, как одеться в школу;
· сильное беспокойство (вплоть до избегания) перед мероприятиями, выступлениями, предполагающими публичное выступление, например, устный ответ у доски;
· активное сопротивление идти в школу, на день рождения, встречу, вечеринку, в том числе нежелание обедать в школьной столовой вместе с классом;
· страх негативной оценки со стороны окружающих (чаще сверстников);
· частые жалобы на плохое самочувствие: боль в животе, тошнота, головная боль;
· резкие перепады настроения, нервозность, вспыльчивость, рассеянное внимание, снижение концентрации;
· сильная стеснительность, завышенные требования к себе, чрезмерная восприимчивость к критике;
· закрытость, нежелание общаться с людьми, избегание новшеств и сложностей.
· ухудшение успеваемости;
· бессонница или слишком много часов сна.
Избегание публичных ситуаций влияет на личные отношения подростка и может привести к таким последствиям, как:
· низкая самооценка;
· негативные мысли;
· депрессия;
· чувствительность к критике;
· неразвитость социальных навыков.
Кроме эмоциональных переживаний социальное тревожное расстройство сопровождается физическими симптомами:
· быстрое сердцебиение;
· мышечное напряжение;
· головокружение;
· покраснение лица;
· непроизвольные слезы;
· повышенная потливость;
· дискомфорт в животе и диарея;
· неспособность глубоко вдохнуть.
С позиции родителей подростковые переживания выглядят несерьезными. Однако важно помнить, что отношение к проблеме зависит от жизненного опыта. Для взрослеющих детей многие ситуации, отлично знакомые взрослому, являются новыми и неизведанными: первая влюбленность, первое расставание, первый экзамен вне стен школы и др.
Как помочь ребенку меньше тревожиться в социуме и реже испытывать стресс?
1. Учите ребенка различать эмоции (как свои, так и окружающих), называть их, ведь умение делиться своим эмоциональным состоянием помогает в общении.
2. Тренируйте у ребенка умение предлагать и принимать помощь в обыденной жизни. Подростку сложно просить помощи из-за боязни и стереотипов («Я должен преодолеть это сам», «Меня будут считать слабым, безответственным»), в итоге он остается с проблемой один на один. Взрослым следует быть открытыми к просьбам подростков.
3. Поддерживайте ребенка, интересуйтесь его делами и самочувствием. Напоминайте, что к вам всегда можно обратиться за помощью или просто поговорить. Сначала важно внимательно выслушать, дать ему выговориться перед тем, как обсуждать ситуацию: пока подросток не избавится от избытка эмоций, размышлять он не будет. Важно помнить, что одно из противоречий подросткового возраста заключается в том, что ребенок жаждет независимости и в то же время надеется на помощь и поддержку взрослого.
4. Обратите внимание на функционирование вашей семейной системы, подход к воспитанию детей, уровень родительской компетентности. Свойственную подросткам зависимость от внешнего одобрения или порицания исследователи связывают с необоснованно завышенными требованиями к ребенку со стороны родителей, а также – с недооценкой его положительных качеств и преувеличение отрицательных.
В некоторых ситуациях подростку могут помочь специальные упражнения на снижение тревоги, например:
· «Техники дыхания»: делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 10-15 секунд.
· «Доведение до абсурда»: подростку, когда он спокоен, предлагается «сыграть» в сильную тревогу, делая это как бы дурачась. Таким образом страх проиграется в воображении и в реальности все покажется не таким уж и страшным. Ребенок боится не столько реакции окружающих, сколько своих чувств: смущения, стыда и т.д.
· «Письменная практика»: подросток описывает свое состояние, формулируя ответы на вопросы: «Что меня тревожит? Как я это понимаю? Что самое худшее может произойти? Как я могу повлиять на ситуацию? Какой положительный опыт я смогу извлечь из ситуации?»
Подросткам, которые хотят справиться с тревогой и стрессом, а также родителям и педагогам, которые хотят помочь детям преодолеть повышенную тревожность, рекомендуется к прочтению книга «Ты сильнее тревоги!» Реджин Галанти, в которой представлены эффективные упражнения и инструменты для управления тревогой, основанные на когнитивно-поведенческой терапии и практике осознанности.
Надеемся, что предложенная нами информация и литература помогут вам предотвратить развитие социальной тревожности у ребенка или преодолеть имеющиеся трудности.
Педагог-психолог отдела экстренной психологической помощи
ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»
Арина Александровна Симонова
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть