Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Вопрос педагогу-психологу
Личный кабинет
Все теги

Социальная тревожность: как помочь подростку, испытывающему трудности в общении

05.07.2024



В подростковом возрасте личность человека наиболее чувствительна к воздействию стрессовых факторов. Организм подростка переживает физиологическую перестройку, к которой добавляются психоэмоциональные проблемы, вызванные личностными особенностями взрослеющего ребенка, такими как, критичность и конфликтность. Ситуация может усугубляться острой реакцией на обиду и трудностями межличностного взаимодействия.

Зачастую у подростков проявляются полярные качества психики: развязность уживается с застенчивостью; безаппеляционность суждений и нарочитая уверенность часто граничат с заниженной самооценкой и ранимостью, а желание общаться может сменяться острой потребностью побыть одному.

Подростки нередко склонны импульсивно реагировать на происходящее, не в полной мере осознавая характер, значение и последствия совершаемых поступков. Наступление неблагоприятных последствий часто сопровождается высокой тревожностью и аффективной реакцией на ситуацию.

Чувства и эмоции человека выполняют важную сигнальную функцию: тревога может говорить о приближении негативной ситуации или опасности и заставляет психику анализировать обстановку и отвечать соразмерной опасности реакцией. Между тем повышенный уровень тревожности оказывает негативное воздействие на личностное развитие подростка.

В настоящее время в психологической науке выделен и исследуется такой феномен как социальная тревожность, представляющий собой состояние эмоционального дискомфорта, страха, опасения и беспокойства в отношении социальной ситуации и оценки другими людьми.

Социальная тревожность проявляется на фоне формирования такого важного новообразования подросткового возраста, как поиск своего места в предпочитаемой группе.

Социальное тревожное расстройство мешает ребенку жить своей жизнью. Он избегает ситуаций, которые большинство людей считают «нормальными».

Вот несколько признаков, по которым можно определить подростковую социальную тревожность:

·                 регулярные страхи и волнения по поводу обычных дел, например, как одеться в школу;

·                 сильное беспокойство (вплоть до избегания) перед мероприятиями, выступлениями, предполагающими публичное выступление, например, устный ответ у доски;

·                 активное сопротивление идти в школу, на день рождения, встречу, вечеринку, в том числе нежелание обедать в школьной столовой вместе с классом;

·                 страх негативной оценки со стороны окружающих (чаще сверстников);

·                 частые жалобы на плохое самочувствие: боль в животе, тошнота, головная боль;

·                 резкие перепады настроения, нервозность, вспыльчивость, рассеянное внимание, снижение концентрации;

·                 сильная стеснительность, завышенные требования к себе, чрезмерная восприимчивость к критике;

·                 закрытость, нежелание общаться с людьми, избегание новшеств и сложностей.

·                 ухудшение успеваемости;

·                 бессонница или слишком много часов сна.

Избегание публичных ситуаций влияет на личные отношения подростка и может привести к таким последствиям, как:

·                 низкая самооценка;

·                 негативные мысли;

·                 депрессия;

·                 чувствительность к критике;

·                 неразвитость социальных навыков.

Кроме эмоциональных переживаний социальное тревожное расстройство сопровождается физическими симптомами:

·                 быстрое сердцебиение;

·                 мышечное напряжение;

·                 головокружение;

·                 покраснение лица;

·                 непроизвольные слезы;

·                 повышенная потливость;

·                 дискомфорт в животе и диарея;

·                 неспособность глубоко вдохнуть.

 

С позиции родителей подростковые переживания выглядят несерьезными. Однако важно помнить, что отношение к проблеме зависит от жизненного опыта. Для взрослеющих детей многие ситуации, отлично знакомые взрослому, являются новыми и неизведанными: первая влюбленность, первое расставание, первый экзамен вне стен школы и др.

Как помочь ребенку меньше тревожиться в социуме и реже испытывать стресс?

1.              Учите ребенка различать эмоции (как свои, так и окружающих), называть их, ведь умение делиться своим эмоциональным состоянием помогает в общении.

2.              Тренируйте у ребенка умение предлагать и принимать помощь в обыденной жизни. Подростку сложно просить помощи из-за боязни и стереотипов («Я должен преодолеть это сам», «Меня будут считать слабым, безответственным»), в итоге он остается с проблемой один на один. Взрослым следует быть открытыми к просьбам подростков.

3.              Поддерживайте ребенка, интересуйтесь его делами и самочувствием. Напоминайте, что к вам всегда можно обратиться за помощью или просто поговорить. Сначала важно внимательно выслушать, дать ему выговориться перед тем, как обсуждать ситуацию: пока подросток не избавится от избытка эмоций, размышлять он не будет. Важно помнить, что одно из противоречий подросткового возраста заключается в том, что ребенок жаждет независимости и в то же время надеется на помощь и поддержку взрослого.

4.              Обратите внимание на функционирование вашей семейной системы, подход к воспитанию детей, уровень родительской компетентности. Свойственную подросткам зависимость от внешнего одобрения или порицания исследователи связывают с необоснованно завышенными требованиями к ребенку со стороны родителей, а также – с недооценкой его положительных качеств и преувеличение отрицательных.

В некоторых ситуациях подростку могут помочь специальные упражнения на снижение тревоги, например:

·                 «Техники дыхания»: делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 10-15 секунд.

·                 «Доведение до абсурда»: подростку, когда он спокоен, предлагается «сыграть» в сильную тревогу, делая это как бы дурачась. Таким образом страх проиграется в воображении и в реальности все покажется не таким уж и страшным. Ребенок боится не столько реакции окружающих, сколько своих чувств: смущения, стыда и т.д.

·                 «Письменная практика»: подросток описывает свое состояние, формулируя ответы на вопросы: «Что меня тревожит? Как я это понимаю? Что самое худшее может произойти? Как я могу повлиять на ситуацию? Какой положительный опыт я смогу извлечь из ситуации?»

Подросткам, которые хотят справиться с тревогой и стрессом, а также родителям и педагогам, которые хотят помочь детям преодолеть повышенную тревожность, рекомендуется к прочтению книга «Ты сильнее тревоги!» Реджин Галанти, в которой представлены эффективные упражнения и инструменты для управления тревогой, основанные на когнитивно-поведенческой терапии и практике осознанности.

Надеемся, что предложенная нами информация и литература помогут вам предотвратить развитие социальной тревожности у ребенка или преодолеть имеющиеся трудности.

Педагог-психолог отдела экстренной психологической помощи 

ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» 

Арина Александровна Симонова

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть