Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Вопрос педагогу-психологу
Личный кабинет
Все теги

Родителям о подростках

17.12.2024


Переходный возраст зачастую является сложным периодом и для детей, и для их родителей. Это возраст, когда еще вчера ваш ребенок был милым, хоть и не всегда послушным малышом, а уже сегодня превратился в колючего и несносного ежика.

Для того, чтобы переходный возраст не стал неожиданным ударом, мы предлагаем вам прочитать эту статью. Здесь мы собрали самую актуальную информацию и ответили на самые часто задаваемые вопросы родителей о подростках.

К чему стоит быть готовым к началу переходного возраста?

Безусловно, важно понимать, что ребенок растет и меняется, а вместе с ним трансформируются его представления о себе и мире, смещаются авторитеты, происходит переоценка ценностей. К ключевым изменениям можно отнести гормональные скачки, на которые сам ребенок не может повлиять. Зато эти скачки влияют на его внешность и настроение.

Помните: «быть ежиком» - это не всегда выбор подростка. Иногда это реакция на то, что он не справляется с теми физиологическими изменениями, с которыми столкнулся.

Кроме гормональных изменений, происходят перемены и ментальные. Так, если еще недавно ребенок признавал авторитет родителей и учителя как неопровержимый, то теперь ему важнее, что подумают сверстники – и это нормально, такой период необходим каждому человеку.

Помните: не стоит упрекать подростка в том, что ему важно мнение сверстников – это часть естественного процесса взросления, часть сепарации.

Что самое неожиданное – подросток становится отстраненным. Он перестает быть милым, послушным и в том числе меньше интересуется учебой. Впрочем, об этом подробнее написано ниже.

Как правильно разговаривать с подросшим ребенком?

Для того, чтобы сохранить доверительные отношения с подростком, необходимо запастись терпением. Рекомендуем ответить себе на следующие вопросы:

1.      За что я уважаю своего ребенка?

2.      Что мне нравится в моем ребенке?

3.      Какие сильные черты я вижу в своем ребенке?

4.      Как его негативные (на мой взгляд) качества помогут ему во взрослой жизни?

5.      Что для меня важнее: чтобы мой ребенок был правильным или счастливым?

Ответив на эти вопросы, вы поймете, что не всегда соответствие ребенка социальным ожиданиям является задачей его конкретного возраста.

Что делать, чтобы у подростка появилась мотивация к учебе?

Прежде всего, принять, что это может случиться только классу к девятому. Если повезет. А может не случиться, особенно, если успеваемость и школьная программа – единственная тема для обсуждения в семье. В обычной ситуации, начиная примерно с пятого класса, ребенок нуждается не в новых знаниях и даже не в высоких отметках, а в развитии социального интеллекта и понимании, как вести себя в тех или иных межличностных ситуациях.

Для того, чтобы не навредить будущей учебной мотивации и доверительным отношениям с подростком, необходимо вместе с ним «переключиться» на другие задачи развития: наполнение его личности смыслами и ценностями. Поддержка подростка в новых для него межличностных ситуациях поможет ему пройти этот кризисный период максимально комфортно для него и таким образом даст место вопросу: «Кем я хочу стать? Что мне нужно для этого сделать?»

Помните: куда важнее обсудить с ребенком, как каждый из вас понимает такие слова, как «дружба», «любовь», «уважение», «успех», «предательство», «духовность», «ценности», чем понять, почему он принес очередную «тройку» или не выполнил домашнее задание.

Как мотивировать ребенка к дополнительной внеурочной деятельности?

На данный вопрос можно ответить по-разному, в зависимости от того, ранний это переходный возраст или мы говорим о старшекласснике. Пятиклассника не замотивирует к посещению музыкальной школы перспектива стать известным музыкантом, а вот возможность стать душой компании, научившись играть популярные песни на гитаре – да. С другой стороны, подростку семнадцати лет вполне может понравиться мысль о славе и музыкальной карьере, лишь бы не было поздно.

Помните: для каждого возраста необходима своя «мотивационная речь», но и умением принять отказ тоже стоит обзавестись. Такое умение в целом поможет сохранить гармонию в семье в период подросткового возраста.

Должен ли подросток в пятом классе сам нести ответственность за выполнение уроков?

Если отвечать на этот вопрос коротко – да. В пятом классе ребенок способен сам нести ответственность за выполнение уроков. С другой стороны, появляются дополнительные вопросы: а почему тогда не несет? А как сделать, чтобы понес? А что делать, если не получается, хотя вроде хочет. Об этом расскажем во второй части. А пока обращаемся к родителям младших школьников.

Помните: в начальной школе ребенок осваивает несколько главных навыков. Он учится учиться, приобретает самостоятельность, берет ответственность и сталкивается с последствиями своего бездействия. А наша, родительская, миссия – помочь ему там, где мы можем, и не помогать там, где она справляется сам (или пытается справиться сам).

Какие меры воздействия возможно применить к ребенку, который постоянно опаздывает в школу?

Одна из возможных и наиболее рекомендуемых мер в такой ситуации – собственный пример. Только с помощью личного примера мы можем показывать детям, какие ценности для нас важны и что мы делаем, чтобы успешно интегрироваться в общество.

С другой стороны, вполне вероятно, что для самого ребенка не так уж критична его непунктуальность. Если подросток не испытывает особых переживаний от того, что его за опоздания ругают учителя, что огорчаются (и, возможно, как-то наказывают родители), значит – это уже осознанный выбор почти взрослого человека. А возможно, что и базовая настройка, встроенная черта характера.

Если же кроме опозданий вы замечаете какие-либо еще изменения – рекомендуем обратиться к психологу. Возможно, причина куда глубже и существеннее, чем любовь ко сну или нерасторопность.

Помните: не бывает идеальных людей. Детей идеальных не бывает тоже, да и не должно быть. Какие-то особенности необходимо принять в своем подростке.

Уместно ли тактично отслеживать переписку в телефоне подростка?

Безусловно, можно понять родителей, обеспокоенных тем, что ребенок делает в интернете, с кем общается и о чем. Но важно понимать и то, что ребенку необходимо сепарироваться, а значит – иметь личное пространство, личные переписки и личные тайны. Честно говоря, во многих семьях подростки не рассказывают родителям все, что у них происходит – и это естественно.

Помните: лучше формировать и поддерживать доверительные отношения, чем пытаться держать под контролем все сферы жизни взрослеющего ребенка.

Как вы видите, чем старше становится ребенок, тем больше вопросов появляется у родителей о воспитании и общении с ним. Тем не менее, прожить этот кризис с минимальными потерями нервных клеток возможно, и мы верим, что чем больше вы будете знать о своем подростке, тем успешнее сможете помочь ему. Еще больше ответов на часто задаваемые вопросы вы найдете в статье «Родителям о подростках. Часть 2»

Педагог-психолог отдела развития психологической службы в образовании и службы медиации ГБУ СО "ЦППМСП "Ладо" Алина Игоревна Акшенцева

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть