Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Вопрос педагогу-психологу
Личный кабинет
Все теги

Профессиональная ориентация, или как психолог помогает построить карьеру

12.04.2023


Поговорим о том, что такое «профессиональная ориентация» и каким образом психолог помогает построить карьеру.

Эта тема важна и для выпускников школ, которые еще находятся на перепутье профессиональных дорог, и для тех, кто хочет сменить вид трудовой деятельности или задумывается о карьерном росте в выбранном направлении.

Для начала разберемся, что такое «профессиональная ориентация».

В словаре С.И. Ожегова понятие «профессия» определяется как «основной род занятий, трудовой деятельности». Одним из синонимов слова «профессия» является понятие «призвание». Трудовая деятельность человека также служит источником к существованию.

Таким образом, профессия наполняет нашу жизнь содержанием, кормит нас и позволяет испытывать удовольствие от успеха на выбранном поприще.

Снова обратимся к словарям и увидим, что «ориентация» – это «умение разобраться, осведомленность в чем-нибудь».

Итак, профессиональная ориентация включает в себя:

-     ознакомление с миром профессий;

-     возможность свободного выбора профессии;

-     достижение баланса между профессиональными интересами, психофизиологическими особенностями человека и возможностями рынка труда;

-     прогнозирование профессиональной успешности;

-     постоянный рост профессионального мастерства.

С чего школьник – будущий выпускник – может начать свой путь в профессиональной ориентации? С составления личного профессионального плана.

Известный специалист в области психологии труда Е.А. Климов следующим образом изобразил схему личного профессионального плана, включив туда следующую совокупность факторов:

-     способности (как общие, касающиеся, например, мышления, так и специальные, такие как: игра на музыкальных инструментах, изучение иностранных языков и множество других);

-     уровень притязаний, т.е. оценивание будущей профессии с точки зрения ее престижности;

-     информированность о мире профессий;

-     склонности (что нравится делать);

-     востребованность профессии на рынке труда.

Важным звеном этой схемы является мнение авторитетов: родителей, педагогов, друзей и психолога.

Помощь родителей, которые, будучи профессионалами в определенной сфере, смогут объективно и подробно познакомить своих детей с тонкостями их трудовой деятельности, – является важной и неоценимой ступенькой к выбору профессии.

Психолог как профессионал и независимое лицо поможет скорректировать связи между вышеперечисленными факторами личного профессионального плана; подскажет, нужно ли снизить уровень притязаний или дополнить перечень своих способностей и т.д.

Когда все эти факторы будут исследованы и учтены – мы увидим личный профессиональный план (рис. 1).


 Схема личного профессионального плана

Иногда выбор трудового пути превращается для подростка в трудную задачу: хочется быть и тем, и этим, или наоборот – отсутствует представление о себе, как будущем профессионале.

Сузить область профессиональных поисков поможет диагностика склонности к одному из пяти типов профессий.

Эта типология основывается на определении наиболее предпочтительного для человека объекта труда – техники, природы, человека, знаковых систем или художественных образов. Предпочтение взаимодействовать с одним типом объектов и определяет перечень возможных профессий (Дифференциально-диагностический опросник, ДДО, автор: Е.А. Климов, 1984).

Так, к примеру, к типу профессий «человек –техника» относятся такие специальности, как: инженер, конструктор, строитель и т.д. К типу «человек –человек» можно отнести профессии врача, учителя, юриста (рис. 2).


 Типы профессий по Е.А. Климову

Также в профориентационной деятельности можно использовать и другие психодиагностические методики, например:

-     Опросник профессиональных предпочтений, автор Л.А. Йовайша, 1983;

-     Тест по модели Голланда;

-     Определение профессионального типа личности, автор: Г.В. Резапкина, 2005.

Важно понимать, что мир профессий динамично развивается: какие-то специальности отмирают, но взамен появляются новые, являющиеся требованием времени.

Среди молодежи набирает популярность, в частности, профессия создателя контента для видеоигр. Подростки любят игры, хотят попробовать себя в качестве их разработчиков, планируют зарабатывать этим на жизнь.

Изучение содержания деятельности создателя названного контента показывает, что базой является образование художника или дизайнера. Учебные заведения с такой специальностью найти не представляет труда. А отточить мастерство в сфере создания видеоигр можно на курсах повышения квалификации в качестве надстройки к базовому образованию.

Существует ряд интернет-ресурсов, с помощью которых можно понять, чем занимается представитель той или иной профессии; какие школьные предметы надо подтянуть перед поступлением в профильное учебное заведение; где учиться данной профессии.

Таковым, к примеру, является сайт для абитуриентов «Вузопедия» (https://vuzopedia.ru/), содержащий сведения не только о высших учебных заведениях, но об организациях среднего профессионального и специального образования.

Отдельно хотелось бы остановиться на таком понятии, как «гибкие профессиональные навыки», или мета-компетенции, которые универсальны в любой деятельности и помогают людям находить оптимальные решения, достигать требуемых результатов в работе. Развивать эти навыки можно и нужно уже задолго до того, как перед подростком станет вопрос выбора профессионального пути.

Вот наиболее важные из них:

1. Развитые коммуникационные навыки: связанная конструктивная речь, четкое изложение мыслей.

2. Компьютерная и техническая грамотность.

3. Межличностные навыки: способность работать в команде, общаться с людьми и управлять конфликтами.

4. Адаптивность: способность приспосабливаться под изменения и управлять несколькими задачами.

5. Навыки исследования: умение оценивать и анализировать ситуации.

6. Навыки управления проектами.

7. Умение решать проблемы.

8. Развитый эмоциональный интеллект: умение управлять эмоциями, чувство такта.

Итак, большой шаг к профессиональному самоопределению можно сделать самим подросткам уже сейчас: оценить развитость своих гибких навыков; попробовать составить личный профессиональный план и найти максимум информации об интересующей специальности, после чего спроектировать свои шаги навстречу к ней.

Психолог же может стать тем авторитетным специалистом, который поможет увидеть будущему профессионалу собственные личностные ресурсы и адекватно оценить их при выборе будущей трудовой деятельности.

В Центре «Ладо» можно получить консультацию педагога-психолога по вопросу профессионального определения.

Желаем успехов в покорении вершин профессионального мастерства!

 Ольга Федоровна Тетерина,
педагог-психолог отдела развития психологической службы
в образовании и службы медиации ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть