Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Личный кабинет
Все теги

Причины смещения авторитетов у подростков: с родителей на блогеров.

20.01.2022



Большинство родителей в наше время сталкиваются с ситуацией, когда подросток начинает постоянно спорить, при этом зачастую приводит раздражающие, не свойственные ему, аргументы, которые услышал от какого-то ютубера или тиктокера, которого он слушает все свободное время. Почему так происходит? Чтобы разобраться в этой проблеме, нам нужно рассмотреть два вопроса: «Почему подростки резко перестают слушать родителей?» и «Откуда берется доверие к блогерам?»

Давайте попробуем разобраться в первой теме. Для этого ответьте: «Подросток – это в большей степени ребенок или взрослый?». Если смотреть с физиологической и психоневрологической точки зрения, то можно сказать, что подросток уже практически неотличим от взрослого человека. Однако, несмотря на то, что он почти по всем показателям уже сформировавшийся человек, с ребенком его объединяет отсутствие собственного жизненного опыта.

Ребенок смотрит на мир глазами родителей. Он появляется в нем, ничего не зная, и чтобы выжить, ему приходится полностью довериться взрослому, который о нем заботится. Поэтому любое мнение, которое составляется по любому вопросу – на самом деле не его, а, скорее всего, близкого взрослого. В определенный момент ребенок сталкивается с несоответствием слов родителя и реальности (например, «Врать – это плохо», но оказывается, что родитель сам зачастую говорит неправду, да и ложь неоднократно спасала самого ребенка). Вдобавок к этому, когда наступает подростковый возраст, он начинает осознавать, что скоро ему придется стать самостоятельным в этом страшном мире, а собственного опыта у него нет и это пугает.

Именно поэтому подросток на любую фразу родителей,
даже самую правильную, реагирует протестом.
Ему не нужен правильный ответ, ему необходимо наработать собственный механизм поиска правильного решения, иначе не выжить.

И тут мы переходим ко второй нашей теме. С одной стороны, ребенок чувствует потребность в самостоятельном поиске собственного мнения, с другой стороны – он этого не умеет и потому выбирает простой путь. На самом деле всегда так было. Раньше, когда не было интернета, подросток находил себе авторитетное мнение в понравившемся ему более старшем представителе его поколения. Это мог быть крутой парень во дворе, на пару лет старше, двоюродный родственник, представитель какой-нибудь субкультуры и т.д. Это ни в коем случае не должны быть взрослые или передачи с TV, например, «Новости», к которым прислушиваются родители.

В эпоху Интернета найти себе такого человека, мнению которого можно доверять, стало в разы проще. В начале ребенок привыкает смотреть какое-нибудь обучающее видео где дают быстрые практические советы, лайфхаки, которые можно применить в жизни и у него начинает формироваться доверие ко всему, что выкладывается в сети-Интернет. И в этот момент, уже подготовленная психика, сталкивается с харизматичной личностью, которая и выбирается, как эталон поведения. В лучшем случае – это безобидный интересный молодой блогер с нестандартным мнением на любой вопрос, которому хочется подражать. В худшем, если у подростка совсем не развито критическое мышление, а родительское давление слишком сильное (когда родитель чувствует, что ребенок отдаляется, он зачастую усиливает напор), подростка могут обольстить различные вербовщики или мошенники, так как действуют они очень грамотно.

Даже взрослый человек, с развитым критическим мышлением, может попасть под давление со стороны. Для примера: один очень опытный психотерапевт, просматривая видео с котиками спустя час времени (когда он уже закончил просмотр) отследил не свойственную для него мысль. Он понял, что эта мысль явно ни его и решил проследить откуда она пришла. Понимая, что последний час он занимался просмотром развлекательного контента, он решил его проверить. В одном из видео на фоне он обнаружил эту фразу, которую сознательно вначале не заметил, и она ушла сразу в подсознание, впоследствии воспринимаясь мозгом, как своя собственная.

Однако далеко не все люди, что уж говорить о подростках, умеют так чувствовать себя. Время в интернете подобно трансу – концентрация на чем-то одном, а все сопутствующее автоматически уходит в подсознание и разумом не отслеживается. Мы привыкли к скрытой рекламе, когда тот или иной предмет определенной марки. А когда речь идет не о брендах и товарах, а мыслях и идеях – это заметить необычайно сложно, а уж тем более в состоянии транса.

Понизить свой родительский авторитет вы сможете, совершая следующие действия:

1. Запрещать подростку пользоваться гаджетами (это только оттолкнет его, ведь вы, с его точки зрения, мешаете ему приобрести необходимый опыт).

Уверяю вас, что сын или дочь всегда найдут альтернативный способ выхода в Интернет.

2. Пытаться переубедить подростка в «ЕГО», пусть даже глупых и наивных, убеждениях (оно лишь укоренится).

Желание противоречить родителю сильнее и лежит в основе подросткового возраста.

3. Ругать и/или негативно отзываться о том, что говорит подросток (он просто перестанет делиться с вами).

Вы потеряете возможность знать ход его мыслей и состояние.

4. Возвращать прежние доверительные отношение с подростком (это невозможно – ваши отношения уже другие).

Не позволяйте грусти и ностальгии тянуть вас с ребенком в прошлое. Выстраивайте новые отношения.

Что можно сделать, чтобы избежать этого?
Так какие же действия необходимо предпринимать?

На самом деле все очень просто. Как бы вы поступили, если бы это был не ваш ребенок, а друг? Когда он подходит к вам и высказывает нестандартное мнение или идею, вы не начинаете протестовать, а лишь задаете дополнительные, иногда неожиданные, вопросы, с интересом и без осуждения. Это позволит ребенку развивать критическое мышление и рассматривать любую информацию с различных сторон. А также, получив подобную реакцию от родителя один раз, он придет с новой темой и в следующий раз. Соблюдая эти рекомендации, вы сможете перевести ваши детско-родительские отношения на новый уровень.

 

Роева Маргарита Евгеньевна,
педагог-психолог отдела профилактики рискованного поведения несовершеннолетних и организации социально-психологического тестирования ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»

 

 

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть