Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Вопрос педагогу-психологу
Личный кабинет
Все теги

Нужны ли подростку тренинговые группы и программы? Психологические особенности подросткового периода.

15.02.2023



В подростковом возрасте для ребенка наряду с учебной деятельностью особую значимость приобретает общение со сверстниками – ему важно быть принятым и понятым в выбранном им сообществе.

Если в учебе и во взаимодействии с ровесниками подросток ощущает свою успешность и значимость, то у него развивается адекватное чувство взрослости и самосознание. Эти психологические новообразования помогают взрослеющему человеку брать и нести ответственность за свои слова и поступки, актуализируют потребность в уважении и самосовершенствовании.

Именно в этот период у подростков формируется некий идеал личности, которому человек в дальнейшем старается соответствовать в той или иной степени.

Формируется способность к рефлексии, позволяющая подростку сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы.

В этом возрасте происходит развитие волевых качеств личности, благодаря которым подросток ставит цели, осознанно идет к ним и добивается необходимого результата.

В тех случаях, когда подростку не хватает собственных ресурсов и/или поддержки близкого окружения в этот непростой для него период, формированию вышеперечисленных новообразований сопутствует эмоциональная нестабильность, повышенная конфликтность, демонстративность в поведении, снижение учебной мотивации – все то, что принято называть кризисом подросткового возраста.

Для того, чтобы формирование личности подростка происходило без таких крайних, негативных, проявлений, очень важно самому подростку обладать необходимыми знаниями о себе, своем внутреннем мире, о других, об эффективных способах взаимодействия между людьми.

Такие знания необходимы и родителям, на плечи которых ложатся также заботы по обеспечению стабильной эмоциональной семейной атмосферы, доверительного общения, уважительного обращения со своим ребенком.


Для чего подросткам нужны тренинги?

1.       Тренинговые занятия незаменимы для детей, которым сложно выстраивать отношения с окружающими или чье общение происходит преимущественно в социальных сетях.

2.       На групповых занятиях с психологом подросток участвует в обсуждении вопросов, которые не всегда поднимаются в школьной среде или в среде сверстников. При этом у него появляется возможность не только выразить свои мысли и чувства, но и сопоставить их с мыслями и чувствами других ребят, сделав для себя необходимые выводы.

3.       Занятия построены так, что подросток постепенно формирует картину своего внутреннего мира, позволяющую понять, каковы его ценности, убеждения, способности, сильные и слабые стороны, каковы его границы.

4.       Тренинги позволяют понять, что из себя представляют другие люди, разобраться в схемах различных отношений, развить социальный интеллект.

5.       На занятиях с психологом можно безопасно выражать себя, пробовать разные стратегии поведения.

6.       Группа соблюдает правила, которые сама и формулирует в начале занятий. Каждый ее участник соблюдает их, при необходимости правила пересматриваются. Правила помогают научиться ответственности и границам.

7.       Есть ведущий, чуткий и внимательный взрослый, цель которого не учить, а помогать подростку самостоятельно мыслить и действовать, опираться на себя.

8.       На тренингах используются разнообразные формы взаимодействия со сверстниками: игры, упражнения, беседы, творчество, чего так часто бывает не хватает в обычной жизни.


Практическая актуальность программ обусловлена тем, что в современных условиях использования гаджетов, минимизации оффлайн общения у подростков возникает дефицит коммуникации, негативно сказывающийся на формировании необходимых социальных навыков, умений преодолевать конфликтные ситуации.

На помощь может прийти наука психология, которая логично и последовательно объясняет такие сложные на первый взгляд вещи: почему бывает плохое настроение? как помириться с другом? почему сверстники не принимают в компанию? и т.д.

Целью программ является создание условий для гармоничного развития личности несовершеннолетних. Участники отвечают себе на следующие вопросы: «Кто я такой?»; «Какие мы?»; «Как эффективно общаться и преодолевать конфликты?»; «Каким я вижу свое, в том числе профессиональное, будущее?». В программах используются преимущественно интерактивные формы проведения занятий: групповая дискуссия, работа в малых группах, мозговой штурм, энергизаторы, «Круг» и др.

В процессе прохождении программ обучающиеся имеют возможность анализировать на консультациях с психологом результаты психодиагностики, что позволяет подростку увидеть свои сильные стороны и разобраться в волнующих его вопросах, в том числе: насколько он способен управлять своей жизнью, каков уровень его самооценки, какие стратегии поведения для него характерны и какие профессиональные склонности ему присущи.

Тематический план занятий включает этап знакомства, сплочения, работу с личностными ресурсами, формирование навыков успешной коммуникации, знакомство с теорией конфликта и способами преодоления конфликтных ситуаций, вопросы профессионального самоопределения. Завершается курс подведением личных итогов, обратной связью его участников о проведенных занятиях.


Нужно ли вашему подростку посещать психологические тренинги или нет – это, конечно, решать вам. Главное, чтобы у вашего ребенка всегда была подходящая социальная среда для развития, а будет ли это компания школьных друзей, наличие принимающего взрослого окружения или тренинговая группа не столь важно, если данная среда всецело помогает решать подростку стоящие перед ним жизненно важные задачи.

 

Тетерина Ольга Федоровна,
педагог-психолог отдела развития психологической службы
в образовании и службы медиации ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть