23.05.2022
Кто-то уверен, что выдавать деньги детям – лишнее баловство, ведущее к бессмысленным тратам, ведь родители лучше знают, что необходимо и полезно их ребенку. Кто-то уверен, что наличие у ребенка собственных карманных денег – очень важная составляющая его будущей успешности, она помогает научится разумно распоряжаться деньгами и планировать свой бюджет. В любом случае тема карманных денег вызывает множество вопросов у родителей и детей. Попробуем поискать ответы на некоторые из них.
Когда начинать давать ребенку деньги на карманные расходы?
С какого возраста давать карманные деньги – зависит от некоторых факторов: возможности семьи, потребности ребенка в деньгах.
Умение ценить, копить и распоряжаться бюджетом формируется постепенно. Уже с дошкольного возраста при походе в магазин полезно давать ребенку небольшие суммы денег и конкретные задания – например, «выбери себе мороженое», и обсуждать как он делает выбор. Так формируется понимание ценности денег: к ним относятся бережнее. В 7 лет «полевое» восприятие ребенка («хочу все, что вижу») меняется на волевое («это хочу, а то хочу больше»). Деньги могут помочь формированию навыков выбора. В этом возрасте ребенок приобретает новый социальный статус школьника, сравнивает свои возможности и возможности одноклассников в этом возрасте уже можно начать регулярно выдавать небольшие суммы денег.
На какой срок давать деньги ребенку?
Родителям важно сразу обговорить с ребенком, что сумма выдается на определенное время: для младшего школьника – на неделю, для подростка – на месяц. Для выдачи денег лучше выбрать один день в начале или в конце недели и обязательно предупредить ребенка, что, дополнительного финансирования не будет.
Младшему школьнику трудно планировать на длительный период, поэтому выдаваемая раз в неделю небольшая сумма денег позволит научиться не тратить их разом, а рассчитывать или даже откладывать, чтобы накопить на более крупные покупки.
Сколько карманных денег давать ребенку?
Размеры еженедельной суммы зависят и от возможностей семьи и от цен на недорогие лакомства и игрушки. Желательно, чтобы сумма была немного меньше, чем хотелось бы ребенку, и в то же время достаточной для покупки необходимых мелочей. Обычно, чем ребенок старше, тем больше денег ему выдают. Увеличивается и его ответственность за расход этих средств.
Нередко в семье бывает мало свободных денег и карманные деньги для ребенка кажутся расточительством. Но давать ребенку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего.
На что тратить карманные деньги?
Как потратить свои деньги должен решать ребенок. Родитель может спросить ребенка, как он хочет потратить или как он распорядился своим бюджетом на этой неделе. Пока ребенок маленький, он с радостью поделится, особенно, если мама и папа хвалят его за удачные решения. Если начать интересоваться этим в подростковом возрасте, можно столкнуться с сильным сопротивлением.
Как и в любой учебе в освоении финансовой грамотности сложно избежать ошибок. Конечно, большинство детей разом «спускают» свои первые карманные деньги на лакомства и дешевые безделушки. Не стоит ругать ребенка, если выданную ему сумму, он истратил на «ерунду». И здесь родителям важно отнестись к «растрате» с пониманием: ребенок только учится управлять финансами. Если такие случаи повторяются, родителю лучше выдавать ребенку деньги мелкими порциями, но почаще. Однако компенсировать истраченные деньги не стоит. Пусть ребенок подождет очередной «зарплаты».
Важно отмечать удачные решения ребенка, не требовать строго отчета и обходиться без критики. Если родитель будет спокойно разбирать с ребенком «бессмысленные» траты, постепенно ребенок научится выбирать то, что действительно нужно, откладывать свои сиюминутные порывы, экономить, распределять.
Удобный способ отслеживать расходы ребенка – открыть ему специальную детскую банковскую карточку (многие банки позволяют сделать это уже в 6-7 лет). Детская карта привязана к счету родителя, на ней можно установить лимит трат на день, неделю или месяц и получать о них уведомления на телефон.
Лишать ли карманных денег за проступки?
Если родители пообещали выдавать ребенку определенную сумму, важно держать слово. Карманные деньги – один из приемов воспитания самостоятельности, а не способ манипуляции, нельзя лишать ребенка финансов, если он получил двойку или не вынес мусор, если у родителя плохое настроение или самочувствие.
Кажется, было бы естественно прекращать выдачу карманных денег, если ребенок плохо учится, нарушает правила и заслуживает наказания. Но в этом случае есть вероятность того, что ребенок, разозлившись на родителей, может начать брать деньги в долг у одноклассников или брать без спроса из родительского кошелька.
Если ребенок ведет себя неподобающе, важно обсудить это с ним, отложить запланированный подарок, но карманных денег это касаться не должно.
Нужно ли поощрять детей деньгами за оценки и помощь по дому?
Не следует платить ребенку за то, что он и так должен выполнять: убирать комнату, делать уроки и т.д. Можно объяснить, что у каждого в семье есть домашние обязанности, взрослому никто не будет оплачивать мытьё посуды и уборку квартиры. Важно разделить домашние обязанности между всеми членами семьи, которые могут их выполнять.
Однако возможность подзаработать позволяет ребенку прочувствовать «цену денег» на собственном опыте, понять, что они достаются трудом. Родители могут предложить посильные для ребенка задания вне обычного круга обязанностей и оплачивать их. Это «трудовой договор» и платить важно каждый раз, когда нужно будет снова выполнить ту же работу.
Таким образом, делаем вывод – деньги детям нужны. С их помощью можно научиться грамотно распоряжаться доходами, принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Карманные деньги могут стать помощниками при соблюдении следующих условий:
· родители выполняют обещание по регулярной выдаче денег независимо от своего настроения, выполнения домашних обязанностей и школьных успехов ребенка;
· выданная сумма разумна (учитывается возраст ребенка и финансовые реалии);
· не практикуется лишение карманных денег за «провинности»;
· ребенок сам решает, куда тратить свои деньги (если это не угрожает здоровью);
· родители способны доверять ребенку в том, что касается трат его денег, спокойно обсуждать эти вопросы и хвалить за удачные решения;
· не оплачиваются хорошие отметки и повседневные домашние обязанности, но есть возможность дополнительного заработка за выполнение особенных трудных поручений;
· родители занимаются финансовым просвещением – знакомят ребенка с номиналом купюр, с пластиковыми картами, с инструментами планирования и учета денег, с возможностями накоплений и кредитов, и ведения ежедневного блокнота «Доходы и расходы».
Буркова Наталия Алексеевна,
педагог-психолог отдела профилактики рискованного поведения несовершеннолетних и организации социально-психологического тестирования ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть