06.11.2020
Немного о детской мотивации: как замотивировать ребенка что-то сделать?
Нередки случаи, когда за помощью к психологу обращаются родители с вопросом: «Что делать (как научить ребенка прибираться в своей комнате, делать уроки, посещать кружки и секции, учиться и не прогуливать школу)?» А ответ – прост: его нужно правильно замотивировать. Чтобы научиться мотивировать, необходимо понять, что такое детская мотивация, откуда она берется и как работает.
Мотивация – это нечто такое, что заставляет человека пойти и начать что-либо делать (даже если выполняемая деятельность не совсем нравится). Однако, к одной и той же деятельности дети могут относиться по-разному: кто-то с удовольствием садится за уроки и делает их без Вашей помощи, а для кого-то необходимо Ваше активное участие.
Мотивация подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Под внутренней следует понимать – самостоятельно принятое решение ребенка к достижению цели. Например, выполнив домашнее задание хорошо – ребенок получит положительную оценку, чему будет несказанно рад, или занятия спортом ради удовольствия. Внешняя же напротив, когда ребенок не может выполнить что-то самостоятельно и ему необходимы напоминания и различные внешние преимущества: посмотреть телевизор, поиграть подольше в компьютерную игру или погулять с друзьями.
Безусловно, внутренне мотивированному ребенку не нужно объяснять и подсказывать что делать и как себя вести для достижения цели. Но его внутренняя мотивация может распространяться только на определенные направления деятельности, которые интересны самому ребенку. А постоянное использование элементов внешней мотивации – часто приводит к зависимости у ребенка, когда при отмене какого-либо вознаграждения любая деятельность просто прекращается и не возобновляется без получения ожидаемого.
Так как же мотивировать ребенка?
1. Сформулируйте цель.
Самый простой способ – это поставить перед ним определенную цель. Цели не только задают определенное направление, но и намного упрощают выполнение задач для их реализации. Причем цели не обязательно должны быть сложными. Например, цель для ребенка, опаздывающего в школу, будет – пораньше ложиться спать, чтобы успевать на первый урок. Или, целью для ребенка, долго или поздно выполняющего домашние задания, станет - вовремя выполнять домашние задания, чтобы оставалось больше времени для компьютерных игр или прогулок с друзьями. Безусловно, можно ставить и долгосрочные цели: поступить в университет, на высокооплачиваемую работу. Только четко сформулированная и принятая ребенком цель – поможет ему стать лучше, поэтому определяйте ее только совместно с ребенком.
2. Планируйте действия
Попробуйте планировать. Ведь когда ребенок поймет в каком направлении ему двигаться (особенно для детей, которые не чувствуют в себе внутренней мотивации) – он будет самостоятельно готовить для себя небольшой план по достижению определенной цели. Ваша задача, как родителя, в данном случае – просто помочь спланировать детали в том, к чему у ребенка имеется интерес.
3. Поощряйте ребенка.
Ну а если поставлены цели и уже подготовлен план по ее достижению – то еще одним способом мотивации станет поощрение ребенка. Поощрение является одним из самых распространенных способов мотивации. Но как Вы уже поняли, это элемент внешней мотивации, который иногда переходит в зависимость. Поэтому система поощрений должна действовать непродолжительное время и ни в коем случае не превращаться в подкуп ребенка. Самым значимым поощрением для ребенка может стать дополнительное время, которое он проведет с Вами (семейный выход в кино или прогулка в парке). Как видите, поощрение не всегда может быть материальным, порой получение положительных эмоций – лучшая мотивация.
4. Подбадривайте
Согласитесь, что порой не все действия, совершаемые ребенком, успешны. Да и не получается всегда и во всем быть на «первых местах». А неудачи – очень демотивируют детей. Поэтому Ваша поддержка позволит ему проявлять и далее настойчивость в достижении целей, несмотря на все имеющиеся трудности. Старайтесь подбадривать не только в тех вещах, которые у ребенка и так получаются очень хорошо, а именно в тех действиях, которые чаще приводят к неудачам. Так ребенок почувствует, что Вы верите в него.
5. Иногда превращайте задания в соревнования
Инстинктивно, в любом соревновании хочется победить. Это мотивирует в достижении хороших результатов и может стать интересной игрой для детей. Превращайте задачи или действия в соревнования. Например, Вы всегда можете сказать ребенка: «Кто первый съест свой обед, тот первым пойдет смотреть телевизор и сам выберет что именно будем смотреть». Это замотивирует быстрее пообедать не только ребенка, но и остальных членов семьи.
6. Посмотрите шире на те направления, которые не удаются ребенку.
«Зачем мне эта математика, она все равно не пригодится!», «не хочу читать параграф по истории, все равно не спросят!», «ну и зачем мне знать все эти правила русского языка? Я и так пишу без ошибок!» - это и многое другое можно услышать буквально в каждой семье где есть дети, которые посещают школу. Все эти фразы дети произносят потому что находятся здесь и сейчас, не задумываются о будущих перспективах. Ведь сейчас, математика кажется для ребенка скучной и не интересной, но она дает отличную основу для развития логического мышления, необходимого во многих профессиях. Если ребенок не любит ходить в школу – объясните ему, почему так важно получение образования.
7. Введите единые семейные правила для всех членов семьи.
Если у ребенка нет мотивации в том, чтобы убрать за собой игрушки или вещи в шкаф, то он может чувствовать себя обиженным, если вещи не убирает, например, папа, но при этом требует от него сию минутного выполнения. Поэтому для большей мотивации старайтесь сами придерживаться того, что бы хотели видеть у ребенка, или пусть у каждого члена семьи будет свой «фронт работы».
А еще лучше – предлагайте совместную деятельность: «я убираю игрушки, а ты расставляешь книги на полке». Ведь вместе куда интереснее заниматься той деятельностью, которая не всегда нравится, а еще лучше под музыку и за совместными теплыми разговорами.
Как Вы увидели из данной статьи, способов замотивировать ребенка достаточное количество. Вам остается только выбрать то направление, которое близко ребенку и мотивировать его на новые свершения в достижении поставленных целей!
Старший методист Регионального ресурсного центра
по психолого-педагогическому сопровождению
Наталья Викторовна Новосад
г. Екатеринбург
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть