28.02.2022
Все актуальней становится тема социально-коммуникативного развития ребенка, дети все чаще испытывают сложность при взаимодействии с социумом: первым вступить в контакт, уважительно относиться к другим, конструктивно реагировать на замечания и критику, выстраивать общение и взаимодействие со сверстниками, а так же проявлять эмоции. Если ребенок испытывает затруднения в общении со сверстниками, то это может привести к эмоциональной замкнутости, низкому уровню самооценки, повышенной тревожности или наоборот агрессии, а также к сложностям в обучении.
Общение – это неотъемлемая часть полноценного личностного развития ребенка, в связи с этим важно начать формировать и развивать коммуникативные навыки с 3-4 лет. Поэтому на раннем этапе важную роль играет семья. Ведь самые близкие люди помогают ребенку заложить основные качества личности, прививают нравственно-этические привычки, способствуют к комфортной адаптации к окружающей среде.
Семье необходимо поставить перед собой следующие задачи (в соответствии с возрастом ребенка):
· способствовать желанию общаться с окружающими;
· учить уважать и соблюдать личные границы, что поможет ребёнку развивать умение адекватно воспринимать себя и свои неудачи, а также воспринимать замечания от окружающих;
· формировать социальные навыки взаимодействия с окружающими, такие, как работа в команде, что будет помогать в будущем в принятии коллективных решений, более ответственно относятся к своему и чужому труду;
· учить быть щедрым и находить возможность делиться с другими, что будет способствовать развитию другого социального навыка, подрастая ребенок гораздо охотнее других будет приходить на помощь друзьям, а в будущем коллегам, сумеет поддержать в трудную минуту;
· развивать умение активного слушания – понимать «о чем тебе говорят» и воспринимать/чувствовать эмоции другого.
При выполнении данных задач родители могут столкнуться с различными сложностями, такими как страх перед незнакомыми людьми или нежелание ребенка взаимодействовать с окружающими. Чаще всего это вызвано индивидуально физиологическими особенностями ребенка (нарушение высших мозговых функций, нарушение слуха, общее недоразвитие речи, дизартрия, алалия и др.), могут быть и психологические причины (низкий уровень общения в семье, замена живого общения на виртуальное, неудачный опыт, характерологические особенности и т.д.).
Ребенок всегда копирует близких взрослых, и «примеряет» на себя модель поведения своих родителей, впитывая словно губка, отрицательные и положительные привычки, поэтому в первую очередь им самим необходимо научиться уважительно относиться к окружающим, конструктивно высказывать свое мнение, контролировать негативные эмоции, проявлять дружелюбие и поддержку.
В дошкольном возрасте развитие коммуникативных умений проходит через игру. Игровая деятельность учит устанавливать контакт среди окружающих, учитывать мнение друг друга, отстаивать свою точку зрения, выстраивать взаимодействие. Необходимо помнить, что игра должна соответствовать возрасту, она может быть сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная или подвижная, в процессе учите не только брать, но и отдавать, не только побеждать, но и уметь проигрывать.
Игры, которые воспитывают умение выразить себя:
· «Закончи историю» - ребенку необходимо закончить, начатую вами историю. Данная игра учит связно выражать свои мысли, логически размышлять и делать выводы.
· «Что ты видишь на картинке?» - ребенку необходимо детально рассказать, что изображено на картинке (описание героев, что происходит на картине, цвет, время года и т.д.). Игра позволяет логически структурировать рассказ, грамотно выстроить речь.
· «Угадай и изобрази эмоцию» - взрослый мимикой изображает эмоциональное состояние (радость, гнев, страх и т.д.), ребенок должен отгадать и изобразить самостоятельно. Игра позволяет выражать и определять эмоции.
· «Сюжетно-ролевая игра» - совместное проигрывание различных сюжетов. Игра способствует умению выстраивать диалог, выражать эмоции, сопереживать, находить решения при конфликтах.
Для социализации школьников специалисты рекомендуют родителям записывать их в различные кружки и секции. Как правило, дети в таких местах более схожи между собой, поскольку у них общие интересы, что облегчает установление дружеских отношений. Занятия способствуют повышению самооценки и даже самый неуверенный в себе обязательно добьется успеха. Это очень сильно влияет на социальную жизнь подростка и его коммуникативные навыки.
Современным подросткам проще выстраивать общение в социальных сетях и мессенджерах. Скрывая свое лицо и эмоции, которые могут проявится, они прячутся за экраном гаджета. Цифровой мир предоставляет возможности и диктует свои правила. Чтобы сократить время на поездку для личной встречи даже взрослые выходят в онлайн. Родителям необходимо помнить, что «живое» общение необходимо нам в любом возрасте и создавать для ребенка условия для реализации этой потребности.
Советы родителям:
· Ежедневно общайтесь с ребенком, находите интересные темы для разговоров, обсуждайте, рассуждайте.
· Проявляйте интерес к жизни своего ребенка, его достижениям и неудачам.
· Совместно читайте книги, в дальнейшем обсуждая героев и их поступки.
· Ограничивайте времяпровождение за гаджетами.
· Посещайте различные секции, мероприятия, гуляйте на детских площадках. Помните, что социализация способствует хорошему развитию коммуникабельности!
Если хотите детальнее разобраться в теме развития коммуникативных навыков детей, обратите внимание на следующие книги Книги по развитию коммуникативных навыков
Желаем вам удачи!
Ксения Александровна Чусова и Анна Юрьевна Бочарникова,
педагоги-психологи ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть