04.05.2022
В последнее время большинство детей приходят в первый класс, уже обладая определенным навыком чтения. Родители предполагают, если ребенок пойдет в школу, совершенно не умея читать, очень высока вероятность того, что он будет испытывать дискомфорт. А ведь поход в школу сам по себе для любого ребенка является достаточно сильным стрессом. И именно поэтому родители должны взять на себя задачу научить своего ребенка читать.
Помните: когда бы вы ни начали учить ребенка читать, не стоит ожидать, что ваш ребенок сразу будет проводить за чтением долгие часы. Будьте готовы к тому, что независимо от того, сколько лет вашему ребенку, первое время книжка будет для него лишь увлекательной и красочной игрушкой.
Для любого ребенка книга должна ассоциироваться с приятными эмоциями, а не с насилием и скукой. Поэтому ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к чтению. Причем это справедливо по отношению к детям всех возрастных категорий.
Переходить непосредственно к чтению можно только тогда, когда ребенок будет к этому готов. Определить физиологическую готовность малыша, которая наступает примерно в возрасте четырех-пяти лет, можно по ряду признаков:
ü у ребенка полностью сформирована речь, он не только говорит целыми предложениями, но и может составить из этих предложений связный текст;
ü у ребенка нет серьезных логопедических проблем;
ü малыш способен распознавать звуки в начале, середине и конце слова, у него в достаточной степени развит фонематический слух.
Советы родителям…
С чего начать? Многие родители совершают одну серьезную ошибку: они сначала учат ребенка названиям букв, а не звукам, которые эти буквы обозначают. То есть, например, буква «М» называется «Эм», а буква «Ш» –«Ша». Этот метод называется сложением букв. Такой подход в корне неверен, он очень затрудняет в дальнейшем чтение. Ребенок, который выучил названия букв, пытается их складывать в слоги так: «Эм-А-Эм-А», в то время как ребенок, которого учили по звукобуквенной методике, бегло прочтет «М-А-М-А».
Звукобуквенная методика подразумевает знакомство малыша в первую очередь со звуками. После этого ребенок учится анализировать звуки в составе слова и соотносить их с буквенными обозначениями. Эта методика признана наиболее эффективной, поэтому при покупке первого букваря для малыша желательно, чтобы он подходил именно для такого обучения. Порядок изучения звуков и букв тоже важен. Сначала следует учить гласные звуки, потом переходить к твердым звонким согласным, и только потом – к звукам глухим и шипящим. Как правило, в букварях буквы расположены именно в таком порядке.
Выучив первые звуки, можно уже переходить к чтению слогов. Поначалу ребенку может быть сложно понять, как объединять звуки в слоги. И тут на помощь придут наглядные картинки. Например, на таких картинках могут быть изображены буквы, бегущие друг за другом. Для начала лучше объединять в слоги гласные звуки и буквы. Гласные можно тянуть и даже петь – соответственно, их объединение друг с другом не будет сложным. Самые первые гласные, которые учит ребенок – это «А» и «У». Когда объединение гласных звуков освоено, можно переходить и к более сложным слогам, состоящим из гласного и согласного звука.
Лучше уделить чтению слогов побольше времени, чтобы навык закрепился. После этого постепенно можно переходить к чтению слов.
Для освоения чтения слов опять пригодятся наглядные картинки. Специалисты по подготовке детей к школе советуют рисовать, к примеру, поезд с вагончиками. В вагончиках располагаются слоги, которые соединяются в слова.
Сначала желательно выбирать слова попроще, например, «Мо-ло-ко», «Ко-ро-ва» или даже «Кро-ко-дил». А слова, где на стыке слогов получается две или более согласных, лучше оставить на потом. Со временем малыш справится и с ними, но основной принцип обучения чтению, как и любого другого обучения – идти от простого к сложному.
Если все же не получается научить ребенка? Причинами могут быть следующие трудности в развитии малыша:
Логопедические проблемы. В том случае, если ребенок не выговаривает какие-либо звуки, было бы наивным ожидать от него хорошего чтения.
Скудный словарный запас. В том случае, если у ребенка слишком маленький словарный запас, его скорость чтения также может замедляться, ведь ребенок непроизвольно будет снижать темп чтения, пытаясь осмыслить прочтенное. Поэтому, прежде чем начинать учить читать подобных деток, стоит уделить особое внимание занятиям с логопедом
Рассеянное внимание и плохая память. В том случае, если у ребенка слишком рассеяно внимание и ослаблена память, чтение для него становится настоящей проблемой. Для решения подобной проблемы необходимо обратиться за помощью к детскому психологу, который начнет работать с ребенком по данной проблеме.
Низкое активное поле зрения ребенка. В том случае, если для вашего ребенка присуща такая особенность, как пониженное активное поле зрения, ему справиться с чтением также будет крайне тяжело. При подобной проблеме ребенок сможет читать лишь короткие слова, так как в поле зрения ему удается удерживать лишь три – четыре буквы. Для коррекции подобной проблемы необходима серьезная работа специалистов.
Родители всегда должны помнить правила безопасности при чтении:
ü Время занятий. Ребенок не должен заниматься более получаса к ряду. Гораздо разумнее разбивать занятия на несколько, продолжительность каждого из которых не должна превышать пятнадцати минут.
ü Положение ребенка. Не менее важно и правильное положение ребенка при занятиях. Малышу еще очень рано лежать с книжкой на диване, поэтому у него должно быть свое правильно оборудованное место. Ребенок должен удобно сидеть – следите за тем, чтобы ребенок держал спину ровно, его ноги имели хороший упор на пол, а расстояние между глазами и книгой должно составлять не менее 30 сантиметров.
ü Освещение в помещении. Очень важно уделить должное внимание освещению. В идеале, оно должно быть естественным, однако можно заниматься с ребенком и при искусственном свете, – главное, чтобы освещение было достаточно ярким, но не бьющим в глаза. Свет должен падать с левой стороны. Эти меры помогут снизить нагрузку на глаза ребенка.
Успехов Вам и Вашему ребенку!
Светлана Викторовна Кузеванова,
учитель-дефектолог ТПМПК ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть