20.02.2024
Не редкими в практике педагогов-психологов являются запросы подростков, связанные с неудачами в отношениях со сверстниками.
Сами подростки (в основном, девочки) так озвучивают проблему: «подруга написала, что не хочет больше со мной общаться», «все меня игнорируют» и т.д. Переживания подростка по этому поводу, как говорится, «налицо»: подавленность, тоска, беспросветность, иногда – вплоть до самоповреждающего поведения.
Что можно порекомендовать родителям, чтобы их ребенок не столкнулся с подобными ситуациями?
Во-первых, родителям важно понять, что общение со сверстниками – неотъемлемая часть процесса взросления ребенка.
Если мы обратимся к возрастной периодизации стадий психосоциального развития (например, по Э. Эриксону), то увидим, что на подростковый возраст (начиная с 12 лет) приходится переживание кризиса идентичности, который подросший ребенок проходит через слияние со сверстниками. Отсюда – стремление «быть как все» (это может касаться одежды, прически, макияжа, увлечений и т.д.).
Не всегда родители знают (понимают) об этом и пытаются отстоять свои прежние позиции, сохранив свое безграничное влияние на ребенка. В результате они наталкиваются на стену непонимания, поскольку в этот период родительский авторитет уступает значению сверстников в жизни ребенка. Проявления непоследовательности и грубости со стороны родителей приводят к утрате доверительных отношений в семье.
Второе, на что хотелось бы обратить внимание, это то, насколько эффективно подростком преодолен предыдущий возрастной этап, включающий в себя годы обучения в начальной школе, и сформировались ли у ребенка такие новообразования психики, как трудолюбие, мотивация достижения, получение удовольствия от процесса обучения.
Как это может быть связано с подростковой дружбой?
Связь успешности обучения в младшем школьном возрасте и крепкой дружбы в подростковом возрасте видится в той основе, которая, сформировавшись в 1-4 классах, станет фундаментом общения в более старшем возрасте. Именно этот фактор может повлиять на то, будет ли общение базироваться на общем интересе к учебе, познанию, достижению успеха в дополнительном образовании (кружки, секции) или на ситуативном обмене информацией развлекательного характера.
Таким образом, к подростковому возрасту складывается и содержательная часть общения, и круг участников такого взаимодействия.
В-третьих, родителям необходимо обратить внимание, привиты ли ребенку в детстве ценности дружбы, и ее составляющих – уважения, честности, порядочности.
Очень важно научить ребенка отличать дружбу от других уровней взаимоотношений: знакомства, приятельства, соседства и т.д., которые внешне могут выглядеть как дружба, но в корне отличаться от нее своим содержанием и значимостью для каждого из участников.
Хорошо, если родители сами могут продемонстрировать свои примеры крепкой дружбы. Замечательным подспорьем будут и вовремя прочитанные книги и просмотренные фильмы, базирующиеся на ценностях искренней дружбы. Важно обсуждать с ребенком и складывающиеся у него взаимоотношения со сверстниками, будь то детский сад, двор, школа.
Подобное воспитание позволит подросшему ребенку дорожить отношениями, основанными на восприятии друг друга как цели, а не как средства, и не цепляться за случайных знакомых, возлагая на них свои необоснованные надежды.
В-четвертых, для эффективного взаимодействия со сверстниками ребенку необходимы соответствующие инструменты.
Яэль Авраам в своей книге «Почему со мной никто не дружит?» выделяет ряд базовых социальных навыков, позволяющих детям и подросткам выстраивать отношения:
– умение устанавливать зрительный контакт;
– умение держать позу и осанку, выражать эмоции;
– способность чисто и ясно изъясняться.
Более сложными социальными навыками, по мнению Авраам, являются:
– способность общаться на равных;
– умение принадлежать к группе;
– понимание своих и чужих эмоций;
– проявления заботы;
– самоконтроль;
– умение начать и поддержать беседу;
– способность достойно принимать свой проигрыш и радоваться выигрышу другого.
Всем этим навыкам ребенка, на собственном примере, могут научить родители.
В качестве пятой рекомендации хотелось бы озвучить пожелание к родителям: любить и воспринимать своего ребенка всерьез с самого раннего возраста и с вниманием относиться к его трудностям и проблемам во взаимодействии с окружающим миром, какими бы незначительными они ни казались.
Только так – через принятие личности своего ребенка, можно научить его ценить самого себя и окружающих, понимать значимость дружбы и стремиться к ней.
Педагог-психолог отдела развития психологической службы в образовании и службы медиации ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» Ольга Федоровна Тетерина
Тетерина Ольга Федоровна,
педагог-психолог отдела развития психологической службы
в образовании и службы медиации ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть