26.10.2022
Так сложилось, что вне зависимости от культурных различий, на основании половых признаков сформировалось разделение на мужчин и женщин. Данное половое разделение обусловлено как биологическими, так и социально-психологическими предпосылками. В последнем случае, когда речь идет об обозначении пола как социального явления, совокупности психологических свойств, отличающих мужчину от женщины, то предполагается термин «гендер».
Однако, достаточно часто можно встретить такую точку зрения – «половая принадлежность дается человеку биологически». Что обращает нас к следующему: именно «половая идентичность» – осознанная принадлежность к определенному полу – явление более сложное.
После рождения ребенка его анатомические и физиологические особенности имеют решающее значение при определении (паспортного) пола, так и при определении того, в соответствии с какой половой ролью будет воспитываться ребенок – мужской или женской. Именно таким образом начинается обучение ребенка половой роли, то есть его половая социализация.
Половая социализация зависит от норм и обычаев общества и культурной среды, в которых мы находимся. Половая социализация представляет собой определенную систему для разделения половых ролей (половое разделение труда, права и обязанности мужчин и женщин) и систему стереотипов, представлений о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины. К примеру, считается, что женщины должны быть «хранительницами домашнего очага» – заботливые, дипломатичные чувствительные и эмпатичные, в то время как мужчины должны отличаться логичностью, эмоциональной сдержанностью, целеустремленностью и активностью.
Откуда ребенок узнает о выше обозначенных нормах и обычаях, какая роль у женщины, а какая у мужчины? Ответ очень прост – из семьи. В процессе воспитания родители транслируют ребенку определенные образцы-ориентиры, соответствующие тому, каким ребенок является сейчас и каким его бы хотели видеть в будущем родители.
В процессе самоопределения ребенок положительно относится к предметам и действиям, которые связаны с его ролью девочки или мальчика. Причем типичное для пола поведение поощряется со стороны других людей, что вызывает у ребенка позитивные переживания и приводит к самоутверждению в половой роли.
К полутора годам формируется первичное сознание своей половой принадлежности. В два года ребенок знает свой пол, но не умеет объяснять почему, по каким признакам он относится к мальчикам или девочкам, скорее он делает это интуитивно. В три-четыре года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, например, с одеждой, и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола.
В шесть-семь лет ребенок понимает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с резким усилением половых различий в поведении и установках: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стили поведения и т. д.
В подростковом возрасте вопросы, связанные со становлением гендерной и сексуальной идентичности, приобретают особую важность. Подросток начинает осознавать позицию собственного «Я» по отношению к неким образам-эталонам пола.
Как уже говорилось раннее, эталон полоролевого поведения ребенок усваивает из семьи. В семье мать отвечает за создание эмоционального фона, поддержания благоприятной семейной атмосферы понимания, доверия, душевной близости. Отец выполняет функции нормативного контроля, осуществляет регуляцию поведения. В неполной семье реализацию всех обозначенных функций берет на себя мать, что ей не всегда удается. Один из наиболее частых примеров материнского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека сына матерью.
В неполной семье процесс воспитания обычно деформирован. Плохие взаимоотношения с отцом – его отсутствие, либо редкое участие в процессе воспитания – лишают детей необходимого для их развития мужского внимания. Отец – это образец для подражания у мальчика и возможность приобрести опыт общения и понимания противоположного пола для девочек.
У мальчиков, воспитанных только матерью, можно наблюдать следующие особенности: развитие женских черт характера и предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно мужского поведения с зависимым характером от «сильной» личности. Конечно, присутствует вариант гармоничного развития, когда мать «не душит» мальчика своей заботой и позволяет ему проявлять самостоятельность и инициативность.
Для девочек черты личности папы и особенности поведения становятся образцом, на который впоследствии они ориентируются. Отсутствие отца для девочек сказывается в первую очередь в подростковом возрасте, так как за счет общения с отцом девочка способна научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола.
У матери, воспитывающей дочь без отца, есть преимущество, по сравнению с воспитанием сына в одиночку, в том, что она чувствует меньше сомнений в воспитательном процессе, так как она знает все о том, как растут девочки. Это является значительным преимуществом при воспитании по сравнению с постоянным сомнением и тревожностью. У девочки перед глазами будет пример для подражания, на который она будет ориентироваться. Главное, чтобы в процессе воспитания дочери не транслировался негативный образ мужчины со стороны матери.
Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал, что он такой же, как его отец или мать, но и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения.
Таким образом, процесс половой идентификации, в частности, половой социализации во многом зависит от роли матери и отца в семье, так как именно они влияют на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок, касающихся представлений о женской и мужской роли.
Кузнецова Диана Дмитриевна,
педагог-психолог отдела профилактики рискованного поведения несовершеннолетних и организации социально-психологического тестирования ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть