Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Личный кабинет
Все теги

Большой спорт для маленькой личности

24.08.2022



Современные тенденции в вопросах воспитания – уделять большое внимание развитию ребенка. Позицию «чем раньше, тем лучше» сегодня поддерживают многие родители по отношению к дополнительному образованию. Кто-то с пеленок ведет малыша в школы развития, кто-то на рисование, на танцы, в лингвистические школы. А кто-то выбирает профессиональный спорт для своего крохи. Если вы в числе последних, предлагаю поразмышлять на тему выбора спортивной секции с точки зрения пользы и комфорта для ребенка, да и всей семьи.

Для начала, предлагаю родителям немного «сбавить обороты» и рассмотреть позицию «всему свое время». О чем это? Конечно о возрасте.

С какого возраста можно отдать в спорт? Когда пройден кризис 3-х лет. Не каждому ребенку будет на пользу большой спорт с ранних лет. Каждый малыш – индивидуальная личность и что хорошо для одного, совершенно не подойдет другому. Хотя, некоторые общие возрастные тенденции все же наблюдаются. Давайте рассмотрим разные варианты начала спортивной карьеры.


2-3 года.

В этом возрасте речь о большом спорте пока не идет. У ребенка совершенствуется восприятие, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В ходе взаимодействия со взрослыми продолжает развиваться понимание речи. Можно сходить на пробное занятие и, если малышу понравилось, тогда почему бы и нет? И здесь важно понимать, что речь пока не идет о достижениях, соревнованиях, это просто несколько базовых упражнений, не более. Но если на лице протест, не настаивайте – всему свое время. Малышу-интроверту – тому, кто предпочитает одиночество вместо шумной компании, точно ходить в группу рановато.

Положительные моменты:

Интенсивное психологическое развитие ребенка посредством наглядно-действенного мышления, символической игры.

Развитие воображения, слуха, имитационных способностей.

Отрицательные моменты:

Длительная адаптация к педагогу и процессу.

Незначительный интерес к сверстнику, игра по одиночке – затрудняют коллективные действия.

Длительная адаптация к занятиям без родителей.

Концентрация внимания до 15 мин.

Минимальный набор физических упражнений.


3-4 года.

На рубеже трех лет любимым выражением ребёнка становится «Я сам!». Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый – характерное противоречие кризиса трех лет. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, самооценка. В этом возрасте игра становится ведущим видом деятельности, что значительно увеличивает возможности обучения. Однако основным содержание игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Учитывая то, что в спорте всегда главенствует режим и дисциплина для психики ребенка полезнее начинать занятия спортом после прохождения этого кризиса.

Положительные моменты:

Социальная адаптация через взаимодействие в группе.

Начальное развитие мышечного аппарата.

С развитием памяти увеличивается объем запоминания упражнений.

Ребенок усваивает элементарные нормы и правила поведения.

Стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.).

Отрицательные моменты:

Длительная адаптация к педагогу и процессу.

Адаптация к занятиям без родителей.

Концентрация внимания до 30 мин.


5-6 лет

Очень подходящий возраст для начала занятий спортом. Увеличивается устойчивость внимания, ребенок способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Все это положительно влияет на развитие спортивных способностей детей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка.

Положительные моменты:

Развитие мышечного аппарата.

Возможность использовать импровизацию.

Развитие выносливости.

Развитие силы воли, дисциплинированность.


6-7 лет

Более чем подходящий возраст для занятия спортом. Так как в поведении дошкольников происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Положительные моменты:

Более совершенной становится крупная моторика.

Ориентация в пространстве дает дополнительные возможности.

Значительное развитие мышечного аппарата, эластичности суставов, крепкой осанки.

Выносливость, сила воли, дисциплинированность закладываются фундаментом для дальнейшей спортивной деятельности.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался спортом, оптимальный возраст начала занятий 4-7 лет. Далее предлагаю рассмотреть спорт сквозь призму четырех возможных ситуаций.


Ситуация первая, когда у ребенка есть желание и выражены способности. Пожалуй, это оптимальный вариант. Ребенку нравятся занятия и у него получается. Он способен достичь результатов в виде спорта, которым занимается. Важным моментом успеха будет в этом случае дисциплина: в первую очередь – родительская, ведь тренировки пропускать нежелательно, а значит и в дождь, и в зной, и с плохим настроением, мы, родители, все равно ведем ребенка на тренировку. Готовы?

Ситуация вторая, когда у ребенка есть желание, но не выражены способности. В каждом спорте есть свои особенности и физические характеристики, которые должны быть у ребенка, для достижения результата. Например, акробатика, гимнастика – гибкость, легкость, сила. Баскетбол – высокий рост, маневренность, скорость. Хоккей – крепкое телосложение, смелость… и др. Конечно, с возрастом все может измениться, гибкость, смелость и другие навыки, и качества можно развить как раз-таки в процессе тренировок. Но бывают ситуации, когда этого сделать так и не удается. Это важно понимать родителям, чтобы не ожидать и не требовать от ребенка больше его возможностей. На этапе первичного отбора можно обсудить с тренером вопрос, насколько выбранный вид спорта подходит для вашего ребенка. Конечно, однозначно сказать трудно, ребенок растет, его тело меняется, навыки развиваются и с возрастом какие-то способности проявятся. А если все же нет? Тогда можно переориентировать ребенка на другой вид спорта, более подходящий для него по физиологическим параметрам и характеру.

Ситуация третья, когда у ребенка нет желания, выражены способности. У малыша хорошие показатели, он очень гибкий, высокий, крепкий и т.д. А почему бы не отдать его в спорт? И тренер говорит, что у него получится. А малыш не любит бегать, прыгать, отжиматься. Он любит рисовать и собирать конструктор. Но способности-то есть, значит полюбит и спорт. Так считают некоторые родители и ведут насильно малыша на занятия. Проходит время, вроде ребенок уже должен привыкнуть, понять, смириться… Но наступает день тренировки и у ребенка подавленное настроение или на глазах слезы без причины, или капризы. Такими действиями можно сформировать только невроз у ребенка, а не развить спортивные навыки. Что делать? Сформировать мотивацию к занятиям спортом, выбрать другой спорт, который будет вызывать положительные эмоции, или отказаться от спортивных занятий хотя бы на время.

Ситуация четвертая, когда у ребенка нет желания, не выражены способности, предрасположенности. Такая ситуация неприемлема, и родителям важно, как можно раньше это прекратить. Когда человек занимается тем, что ему не нравится, и не получается, в некоторых случаях это может привести к депрессии, неврозу, психологической травме. А ведь главное для родителей – это здоровье малыша и его благополучие.

Какая цель родителей является главной, когда они выбирают спорт для своего малыша?

Желание чтобы ребенок был в хорошей физической форме (ОФП-общая физическая подготовка)? В этом случае, достаточно будет 15-30 минутной зарядки по утрам или секции в клубе по месту жительства 1-3 раза в неделю и совсем не обязательно выбирать «лучшую» спортивную школу в городе с большими нагрузками.

Профессиональное развитие в спорте? Тогда выбираем спортивную школу, по параметрам, наиболее важным для вас: заслуги и качества тренера, отношение к детям, удаленность от дома, количество и стоимость занятий и др.

Соревнования и награды? Здесь предлагаю подумать, а кому это нужно? Дух соперничества и стремление к покорению все новых высот – это то, что нужно вашему малышу, что действительно ему близко? Или вы хотите потешить свое самолюбие, доказать что-то?

Попытка осуществить собственные мечты? Тоже предлагаю поразмышлять над этим. Ведь если вы в детстве сильно хотели заниматься теннисом, футболом, плаванием, совсем не значит, что ваш ребенок хочет того же. Будьте наблюдательны, отделяйте собственные желания от желаний вашего малыша, присмотритесь, что ребенку действительно доставляет удовольствие игра именно в теннис или любая игра с родителем?

И немного частностей, перед выбором спортивной секции, о которых не всегда задумываются родители. Спорт – это не только желание, способности и трудозатраты ребенка, это еще и ресурсы родителя. О чем это? Как упоминала выше, спорт – это дисциплина и режим, который в первую очередь поддерживает родитель. Регулярное посещение тренировок (насколько вам удобно водить ребенка в зал, кто может вас подменять), режим питания (для поддержания баланса в организме, рекомендуемого веса), режим сна и отдыха. Все это обеспечивает и контролирует родитель. А еще постепенное увеличение нагрузок (если в первый год у ребенка 2 тренировки в неделю, то к 3-4 году занятий – ежедневно и более длительно), возможны выездные спортивные сборы 1-2 раза в год за пределами города, расходы на спортивную форму для тренировки и отдельно для соревнований, расходы на сборы и выездные соревнования, на сопровождение ребенка, если в этом есть необходимость. Предлагаю подумать заранее и объективно оценить собственные возможности и возможности своего малыша, побеседовать с ребенком, прежде чем определиться с выбором. Подумать, что можно изменить и где найти дополнительные ресурсы, чтобы у ребенка была возможность заниматься любимым спортом.

Физическая активность важна для каждого человека. Но для кого-то нужен профессиональный спорт, а кому-то достаточно школьного клуба по интересам или регулярных занятий дома. Оставайтесь внимательным чутким, заботливым родителем, следуйте за интересами своего ребенка и выбирайте то, что по силам и по душе вам и вашему малышу.

Подводя итог вышесказанному предлагаю алгоритм для родителей. Как выбрать спортивную секцию для ребенка.

Дождаться окончания нормативного кризиса 3-х лет. Решить, что действительно вы хотите – ОФП или медали и достижения (действительно ли нужен большой спорт в жизни вашей семьи и вашего ребенка?)

Выбрать направление в соответствии с желаниями и возможностями, как ребенка, так и собственными.

Наслаждаться занятиями и поддерживать ребенка и искренне радоваться его достижениям, пусть даже небольшим и для вас незаметным, не ожидать от него многого и сразу.

Поддерживать здоровый образ жизни всех членов семьи.

 Годырева Наталья Николаевна, 
методист отдела профилактики рискованного поведения несовершеннолетних и организации социально-психологического тестирования ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»

 

 

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть