24.08.2022
Человеческий мозг устроен так, чтобы получить как можно больше новых знаний, ему это необходимо для развития. Однако нас воспитывали, что стабильность – это хорошо, а изменения любого рода – плохо. Именно поэтому наша личность, желающая, чтобы всё оставалось как есть, конфликтует с нашей природой, для которой самое страшное – это остановиться в развитии. Это называется внутриличностный конфликт. В теории, стабильность – это прекрасно! Просто дело в том, что её не бывает в реальности. Чтобы проще было понять: представьте, что наша жизнь – это бесконечная поездка на моноцикле в гору. Подниматься на нём долго, да и очень тяжело. А что будет, если мы остановимся? Правильно. Мы будем постепенно съезжать вниз. Вот и получается, что у нас лишь два пути: в горку и под горку (развитие и деградация).
Для того, чтобы не было подобного внутриличностного конфликта, необходимо давать мозгу то, в чём он нуждается, а именно что-то новое. Если мы в какой-то момент решим, что всё, на этом развитие можно и остановить, я достиг всего, что мне нужно и теперь хочу жить, ничего не меняя – очень жаль. Скорее всего, ваш мозг не позволит вам этого сделать, так как он не желает «ехать под горку». Если он не получает что-то новое извне, он изменит что-то внутри вас и поставит вас в новую, разумеется стрессовую, ситуацию, которую он будет воспринимать, как ступень в развитии. Почему «разумеется стрессовую»? Сейчас я вам дам определение слова «стресс» и вы сами всё поймёте.
Стресс – это реакция нашего организма на срочное требование приспособиться. Проще говоря: учиться делать то, чего ты не умеешь – это всегда стресс. Но в определении ведь не сказано, что реакция обязательно негативная? Да, чаще она таковая, но лишь потому, что мы боимся, что у нас не получится и мы сопротивляемся переменам. А вот если не сопротивляться и попробовать (пусть даже получится не так, как нам хотелось), от этого можно получить даже удовольствие. Например: вспомните какую-нибудь сложную новую игру, которую вы осваивали. Да, сложно, но ведь и интересно тоже.
А вот страх – вещь, конечно, полезная, но в разумных пределах. Страх оберегает нас от опасностей, не даёт совершить ошибку. Но если с ним переборщить – он может помешать нам освоить что-то действительно важное и нужное. Как понять, где грань? Вот это, конечно же, самое сложное, так как тут самое главное – не обманывать себя (а это трудно). В такой ситуации, нам необходимо понять: чего именно мы боимся? То есть представить себе самый худший вариант развития событий. Представили? Сможете справиться с этой ситуацией, в случае, если она произойдёт? Если да, то смело дерзайте. Пример: я боюсь пойти в секцию, которая мне нравиться. Чего я боюсь? Именно Я. Я боюсь, что буду хуже всех и надо мной будут смеяться. Представляю себе эту ситуацию. Что я в такой ситуации буду делать? Хоть и неприятно, вариантов масса от «стараться сильнее», до «признать, что это не моё». Так что справлюсь, а значит – действую.
Если мы попадаем в какие-то новые, пугающие нас, обстоятельства – это всего лишь признак того, что наше подсознание нуждается в развитии, а не получая его от вас, создает почву для него самостоятельно. Но так как это сделал наш собственный мозг – нет смысла этого бояться, так как он сделал это с благой целью, это 100% вам на пользу (он ведь вам друг, а не враг, да и находится в вашем теле, так что плохо вам – плохо ему). Но умение не бежать от перемен, а принять их и начать чему-то учиться – это высший пилотаж, которым овладевают очень немногие, при том, что шанс овладеть им есть у каждого.
Роева Маргарита Евгеньевна,
педагог-психолог отдела профилактики рискованного поведения несовершеннолетних и организации социально-психологического тестирования ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть