Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Вопрос педагогу-психологу
Личный кабинет
Все теги

TRASHCAN-ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

25.05.2022


Наш детский сад посещают дошкольники с особенностями развития, для которых характерны замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, отставание в развитии перцептивной деятельности, неполное восприятие окружающего мира, трудности актуализации в речи имеющихся знаний. Педагоги ДОУ реализуют адаптированные образовательные программы для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи.

В своей практике мы заметили, что дети с ОВЗ не всегда обращают внимание на дорогие игрушки, иногда их внимание больше привлекают обыкновенные крышечки, камушки. Поэтому, хотим предложить вам познакомиться с trashcan-играми. Это, так называемые, игры из «мусорной корзины», которые придумали наши логопеды, дефектологи, психолог. Во-первых, это потрясающая возможность для педагогов и детей с ОВЗ проявить свои творческие способности, найти необычные применения для таких материалов, и поработать над воображением, вниманием, памятью. Обычные покупные игрушки не дают ребёнку возможность пофантазировать, так как сюжет таких игр ограничен их создателем. Компьютерные игры не всегда уместны в работе с такими детками, да и санитарные правила ограничивают во времени их применение. А из крышек, баночек, палочек ребёнок может творить сам, строить что-то, выкладывать рисунки, буквы и делать многое другое. К тому же, данные игры не требуют особых материальных затрат.

Данные пособия помогают нам, педагогам, в коррекции и развитии познавательной и речевой деятельности у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Учитель-дефектолог Мелинг Л.Э. в своей работе использует игру «Веселые гномики», которая помогает закрепить у детей умение дифференцировать неречевые шумы, запоминать дни недели и порядок их следования, закреплять понятия «вчера, сегодня, завтра», развивать представления детей о цветовом спектре.


С помощью катушек от ниток, колпачков от фломастеров ребята изготавливают красивые бусы. Этим развивается моторика пальцев рук, понятие о цвете, формируется порядковый счет. Игра «Загадочные пробки» изготовлена из коробки от конфет и различных крышечек от банок, донышко у которых отрезано. А внутри баночки и под крышкой прячется картинка, которую необходимо запомнить. Данная игра тренирует память и координирует движение пальцев рук. С пластиковыми решетками для раковины организуем множество игр для развития внимания, памяти, темпо-ритмической стороны речи. Детям предлагаем следующие задания: шагаем пальцами по клеткам решетки на ударный слог, либо слово и проговариваем слова стихов, чистоговорок с одновременным движением пальцев рук. Можно данные решетки использовать для развития ориентировки на плоскости. Пластиковые ячейки с углублениями и цветные бусины пригодились для развития навыков счета, закрепления состава числа, звуко-буквенного анализа слов.

Игры с коллекцией пуговиц предлагает использовать в коррекционной работе с детьми учитель-дефектолог Мальцева И. А.


Для развития гибкости и точности движений пальцев рук детям предлагаются разнообразные задания: выкладывание пуговиц по контуру различных рисунков, по дорожкам, по лабиринтам, размещение пуговиц по всей картинке по цвету. Для формирования и закрепления представлений о форме, величине, цвету ребята выкладывают мозаику, заполняют веселые клеточки, сортируют пуговицы по величине, цвету и форме. Игры «Чего не хватает», «Четвертый лишний», «Медвежонок», «Улитка», «Помоги зайчонку» способствуют развитию логического мышления, внимания, творческих способностей, тактильного, слухового и зрительного восприятия, усидчивости. Например, в игре «Помоги зайчонку» дети внимательно рассматривают ряды из цветочков, определяют недостающую деталь и кладут на это место пуговицу нужного цвета и размера.

При использовании пуговиц на занятиях по формированию элементарных математических представлений, воспитанники закрепляют зрительный образ цифры, учатся соотносить цифру и количество, сравнивают и уравнивают группы предметов, выполняют арифметические действия сложения и вычитания. На занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте пуговицы помогают ребятам овладевать навыками звуко-буквенного анализа слов с опорой на картинку или на слух. Красная пуговица обозначает гласный звук, синяя – твердый согласный звук, зеленая – мягкий согласный звук. Нашли применение пуговицам и в изобразительной деятельности. Дети рассматривают и анализируют иллюстрации уральских пейзажей, растений или животных, называют цветовые оттенки, затем на картинке размещают пуговицы нужного цвета и величины и наклеивают их. В результате работы с пуговицами, воспитанники стали более активно и точно выполнять движения обеими руками, у них наблюдается положительная динамика в сенсорном развитии, а также развитии внимания, памяти, мышления и речи.

Наверняка, в каждой группе есть игрушки, в которые дети уже не играют. Такие игрушки мы собираем в корзину и придумываем интересные игры из «корзины забытых игрушек». Учитель-логопед Яблонских А.А. предлагает изготовить пособие «Прятки с гномиком», в которое входят детали деревянного конструктора и любая игрушка. На карточках необходимо распечатать фото разнообразного расположения выбранных предметов. Ребята определяют по карточке расположение предметов и выкладывают их на столе в таком же порядке.


Даная игра позволяет закреплять в речи понятия «справа, слева, спереди, позади, между», предлоги «из-за, над, под».

Подбирая в групповой комнате игрушки для «Живой картины», ребята закрепляют навык ориентировки в пространстве. Использование метода «Живая картина» позволило обогатить словарный запас, усовершенствовать речевой навык, придать речи эмоциональную окраску, улучшить память. Воспитанники научились более рационально распределять внимание и переключаться с одного объекта на другой. Метод интегрирует в себе все образовательные области.


Для снятия психоэмоционального напряжения, развития памяти, внимания, мелкой моторики педагог-психолог Харинова О.Ю. предлагает в центре уединения или познания использовать сенсорные коробочки.


В качестве основы можно взять доступные ёмкости: жестяные банки, пластиковые контейнеры. Важно, чтобы они были устойчивые, чистые и безопасные. Для наполнения используйте крупы, природный материал, мелкие игрушки. Дети будут перебирать и рассматривать содержимое коробочек, фантазировать, определять место предметов и придумывать сюжеты. Если содержимое наскучит, поменяйте его, связав с лексической темой или по временам года.


Театр эмоций дополните масками, сделанными своими руками из картона и палочек для суши.


Капли воска, кусочки ткани разной фактуры, спички, наждачная бумага пригодятся для изготовления тактильных карточек. Они помогут детям придумывать сказки, опираясь на собственные ощущения, развивать тактильную память. Во время проведения пальчиковой игры подойдут бросовые материалы: крышки от пластиковых бутылочек, шнурок, кусочки поролона, прищепки.

Представленные игры помогут мотивировать дошкольников с ОВЗ на занятия по преодолению речевых нарушений, задержки психических процессов. Это многофункциональные пособия могут быть использованы, как в различных видах непосредственно образовательной деятельности: математика, развитие речи, сенсорное развитие, так и в индивидуальной работе с детьми.

 Специалисты
МБДОУ-детский сад компенсирующего вида № 411 г. Екатеринбурга
Харинова Ольга Юрьевна, зам. зав. по ВМР, психолог
Мелинг Любовь Эмануиловна, учитель-дефектолог
Мальцева Ирина Александровна, учитель-дефектолог
Мельгунова Ольга Анатольевна, учитель-логопед
Яблонских Алена Андреевна, учитель-логопед

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть