Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Все теги

Рекомендации по действию администрации школы по преодолению кризисной ситуации

14.05.2021


Как показал опыт последних лет, образовательные учреждения все чаще сталкиваются с разными типами кризисных ситуаций.

Экстремальная (чрезвычайная) ситуация может представлять угрозу физической и психологической безопасности учащихся. Вне зависимости от типа ситуации сотрудники образовательного учреждения сталкиваются с необходимостью планирования действий в соответствии с происшествием. Такие события чаще неплановые, неожиданные для обычного течения школьной жизни, поэтому их профилактике необходимо уделить достаточное внимание.

Любая кризисная ситуация предполагает осуществление со стороны школьной администрации следующих шагов:

Первый шаг – позвонить семье, предложить помощь, поддержку. Обозначить действия, которые необходимо предпринять. Назначить ответственного.

Второй шаг – поставить в известность всех, непосредственно связанных с событием (учителей, одноклассников, школьный персонал). Определить последовательность действий. Назначить ответственных.

Третий шаг – ознакомить учителей со стратегиями помощи учащимся справиться с эмоциональными последствиями ЧС.

Четвертый шаг – определить политику контакта со средствами массовой информации, а именно - какую информацию предоставлять.

Пятый шаг – оценить необходимость обращения за помощью в антикризисный центр и другие организации.

Шестой шаг – оповестить вышестоящую организацию о ЧС.

Седьмой шаг – выделить аудиторию для групповой работы и других особых целей.

Восьмой шаг – рассмотреть, составить расписание (в зависимости от ситуации школа может быть закрыта на день, работа учреждения может быть продолжена в обычном режиме с обращением особого внимания на «группу риска» и т.д.); рассмотреть возможную деятельность всех подразделения школы (кружков и т.д.).

Девятый шаг – предпринять шаги по выявлению группы риска.

Десятый шаг – определить необходимость связаться с родителями учащихся группы риска.

Одиннадцатый шаг – в случае смерти ли самоубийства принять необходимые меры в отношении личных вещей.

Двенадцатый шаг – пригласить бригаду мобильной помощи экстренной психологической помощи по работе с посттравматической ситуацией.

Тринадцатый шаг – представить информацию в службу экстренной психологической помощи (информация включается в себя следующие сведения – школа, дата происшествия, краткое описание, что сделано антикризисной школьной бригадой, с точки зрения школы: что происходило удачно в работе, что можно было сделать по-другому, была ли задействована другая служба экстренной психологической помощи, ее действия).

В каждой кризисной ситуации среди учащихся, педагогов и родителей распространяются памятки с напоминанием о том, как следует и не следует себя вести, что и как следует и не следует говорить, кратко описывается течение переживания горя, симптоматика переживания страха, гнева, вины, депрессии т.д.

Рекомендации предлагаются в дополнение к установленному порядку работы администрации и педагогического коллектива в условиях ЧС и должны использоваться при разработке плана действий в кризисных ситуациях каждым образовательным учреждением.

Рекомендации для педагогов образовательных учреждений по преодолению чрезвычайных ситуации

Дети оказываются наиболее уязвимы и беззащитны к непредвиденной ЧС. Что важно знать учителю и школьному психологу, чтобы помочь ребенку?

Острота реакций может зависеть от ряда факторов:

1) степень вовлеченности (находился в эпицентре события, сам попал в ЧС; следил за событиями по телевизору),

2) индивидуальные особенности (чувствительность, наличие навыков совладания),

3) наличие предшествующего травматического опыта (потеря близких, жертвы или свидетели катастроф и пр.).

Следует также учитывать:

- Обычное поведение ребенка

- Культурно-этнические особенностей реагирования

- Наличие предшествующего травматического опыта

- Индивидуальные и возрастные особенности

Немаловажную роль играют и внешние признаки, по которым каждый взрослый может определить, что ребенок переживает серьезное для него потрясение. Ниже предложены основные признаки.

Физические: повышенное возбуждение (может приводить к истощению), повышенная настороженность, мышечная напряженность, прерывистый пульс, повышенное потоотделение, изменение дыхания, расстройства желудочно-кишечного тракта, нарушения сна (трудности засыпания, ночные кошмары, прерывистый сон, слишком долгий или напротив, короткий), головные и другие боли. Необычные жалобы. Обострения имеющихся заболеваний в результате психосоматических последствий.

Поведенческие: поведенческая регрессия, нарушение изменение пищевого поведения, ограничение социальных контактов вплоть до изоляции, ухода в себя. Жесткое следование или отрицание культурных стандартов поведения. Избегание любых напоминаний, мыслей о происшедшем. Импульсивность поведения и повышенная конфликтность (особенно у подростков). Отказ идти в школу. Создание системы внешних вех стабильности, предсказуемости мира (суеверия, приметы).

Когнитивные: трудности концентрации и переключения, принятия решений, замедление мыслительного процесса, резкое снижение академической успеваемости.

Личностные: изменение системы представлений о мире, себе и других, излишняя потребность в безопасности и защите. Изменение ценностно-смысловой сферы. Сужение перспективы будущего. Ощущение бессмысленности жизни и мира. Мир вдруг оказывается опасным и несправедливым.

Эмоциональные: общий дистресс, гнев и враждебность, депрессия, тревожность, страх, паника, чувство беспомощности и бессилия, чувство вины, стыда, чувства отвращения к себе, обвинение других. Эмоциональная нестабильность (скачки настроения), апатия, чувство несправедливости того, что произошло с ними. Злость.

Что может сделать учитель/школьный психолог?

- Одно из самых важных – справиться со своими собственными вполне естественными и объяснимыми чувствами беспомощности, страха, гнева. Без этого учитель вряд ли сможет чем-нибудь помочь детям.

- Поддержка. Восстановление чувства безопасности и доверия. Помочь ребенку справиться со своими чувствами, развить навыки совладания. Мир для него никогда не будет тем же. Но и новый мир может быть безопасным и уютным, иметь будущее.

- Помощь родителям ребенка.

Основные методы, которые может использовать учитель (психолог)

Цель – снять напряжение, отреагировать, дать ресурс.

Обычно, психологи используют разговорные методы: составление рассказа детьми (можно использовать куклы), открытая дискуссия, информация о событии, поддержка. В такие моменты происходит нормализация переживания. При этом, не стоит забывать, что некоторым детям не хочется открыто обсуждать свои чувства. В таких случаях можно использовать рисуночные и игровые методы.

Какие рекомендации специалисты могут дать родителям:

1. Заверьте ребенка, что вы сделаете все, чтобы он был в безопасности. окружите любовью и проводите с ребенком больше времени,

2. Ваша реакция во многом определяет то, как будет реагировать на событие ребенок. Ребенок копирует со взрослого формы реагирования. Оставайтесь спокойными, старайтесь не паниковать и покажите ребенку позитивные формы совладания.

3. Выключите телевизор. Развернутая средствами массовой информации вокруг события кампания может быть травматичной. Если старший ребенок смотрит новости, смотрите вместе с ним.

4. Имейте в виду, что реакция ребенка может быть разной в зависимости от возраста. Будьте внимательны к поведению ребенка и обратитесь за профессиональной помощью, если изменения в поведении особенно острые и длительные. Имейте в виду, что ваш ребенок может быть раздражителен, гиперактивен, тревожен, испытывать трудности со сном и питанием, незначительные изменения в поведении (например, не играет с друзьями на улице) - это нормальные реакции на ситуацию стресса, которую он пережил. Чувства детей часто находят выражение в телесных реакциях (головная боль, боль в животе и т.д.) или поведении (раздражительность, ярость). Если эти симптомы длятся дольше 2 недель, обратитесь за профессиональной помощью.

5. Поговорите с ребенком о том, что произошло. Будьте правдивы. То, что вы можете сказать ребенку и как эта информация должна быть сформулирована, зависит от возраста. Основная задача вне зависимости от возраста - это помочь ребенку восстановить чувство безопасности.

Для дошкольников достаточно признать, что «что-то нехорошее произошло», мама и папа расстроены, но с ними все нормально, и они оградят тебя от беды. Дети этого возраста не должны смотреть передачи о катастрофе по телевизору.

Начальная школа. Выясните, что они знают о случившемся, что по этому поводу думают, что слышали в школе и от других детей. В этом возрасте дети испытывают необходимость в логике и понимании. Они могут задавать несколько странные вопросы «во что был одет пилот», «а мама пожарного знает, что он там?». Не бойтесь признаться, что вы не знаете ответа. Заверьте ребенка, что многие люди работают над тем, чтобы случившегося не повторилось, что и родители, и учителя в школе сделают все, чтобы ребенок был в безопасности. Заверьте младших детей также, что никакие его проступки, ничего, что он сделал не является причиной катастрофы.

Средняя школа. Вы можете поделиться информацией, которая у Вас есть. Постарайтесь организовать обсуждение, опять же выясните, что ребенок слышал и узнал из других источников. Некоторые подростки могут делать вид или утверждать, что их это не тронуло, или наоборот быть очень возбужденными. Оба типа реакций нормальны в подростковом возрасте. Не заставляйте ребенка выходить на обсуждение, пока он не будет к этому готов.

6. Спокойно выразите свои эмоции, но помните, что Ваше уравновешенное поведение будет больше способствовать чувству безопасности. Помогите ребенку осознать его собственные чувства. Подчеркните, эти чувства нормальны в сложившейся ситуации.

7. Уделяйте ребенку больше времени и внимания. Помогите успокоиться - ребенку может требоваться не только больше ласки, и внимания, но также больше выхода физической энергии. Укладывание спать может быть очень важным моментом. Используйте его для того, чтобы побыть с ребенком, почитать ему сказку и т.д.

8. Позвольте ребенку задавать вопросы, говорить о происшедшем, выражать свои чувства. Обеспечьте его необходимым материалом - пластилин, краски, журналы

9. Играйте с маленьким ребенком, чтобы помочь ему отыграть свои страхи и беспокойства.

10. Ребенок может повторять снова и снова игру или рассказ. Это может быть утомительным для родителей. Однако это важно для ребенка. И он следит за реакцией на его рассказ родителей. Если же ребенок застревает и повторение длится многие недели без изменения, обратитесь к психологу.

11. Придерживайтесь распорядка в еде, игре, сне. Это моет помочь ребенку восстановить чувство стабильность и безопасности мира. Избегайте ненужных изменений.

12. Поддерживайте отношения со значимыми для ребенка другими - учителем и др. узнайте, как ведет себя ребенок в другой обстановке. Постарайтесь привлечь самых близких друзей ребенка (обеспечить социальную поддержку). И сами старайтесь сохранять связи с людьми, даже если не хочется никого видеть.

13. Дети особо чувствительны после травматического события. Они могут остро реагировать на звуки, запахи, места, которые напоминают им о событии. Имейте в виду, что эти факторы могут вызывать сильные эмоциональные реакции и много после травматического события.

14. Подумайте, как вы и ваш ребенок можете помочь. Дети гораздо легче восстанавливают чувство защищенности, если они понимают, что могут помочь. Ребенок может рисовать картинки для спасителей, помочь собрать деньги.

15. Помните, что дети восстанавливаются после травматического события. Дайте ребенку и себе время на это.

16. Не бойтесь обратиться за помощью, если вы считаете, что она вам необходима. Дайте себе время восстановиться, осознать случившееся.

Возврат к списку


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть