Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Все теги

Психологические последствия COVID 19 в условиях дистанционного обучения для педагогов

17.12.2021


COVID-19 бросил вызов всему миру, сегодня нет такой сферы человеческой жизни, на которую не повлияла пандемия. И система образования также претерпела некоторые изменения – повсеместное введение дистанционных технологий. Спустя два года после начала глобальных вынужденных изменений мы уже имеем некоторый опыт и можем делать выводы.

Первое, что нужно принять – дистанционный формат обучения стал частью процесса и постепенно укрепляет свои позиции в образовательной среде. Второе – система дистанционного образования только начинает свое становление, и как все новое и неизведанное, сталкивается с препятствиями на пути формирования: организационные трудности, общественное мнение, сопротивление. Опираясь в том числе и на личный опыт, можно выделить три направления барьеров в развитии дистанционных технологий в образовании: технические, дидактические и психологические.

Пандемия показала нам насколько российские школы и семьи технически оказались не готовы к освоению дистанционного формата работы: отсутствие необходимой техники и высокоскоростной интернет-связи. Эти вопросы были подняты еще два года назад и сейчас для их решения разработаны планы, и выделены ресурсы.

Школьная система обучения до пандемии была ориентирована на очный формат и с приходом дистанционных занятий педагогам пришлось самостоятельно, зачастую локально, адаптировать учебные материалы для организации работы. Те ресурсы, которые уже существовали на момент апреля 2020 года не могли обеспечить четкую бесперебойную работу и учителям приходилось мгновенно реагировать, чтобы организовать учебный процесс без сбоев. Преподавательский состав занимался поисками и разработками дидактических материалов и на сегодняшний день накоплена немалая база, но часть педагогов все еще ищет оптимальные варианты удаленного взаимодействия, сопротивляясь дистанционным новшествам, в надежде, что традиционная очная система обучения возобновится в полном объеме.

В дистанционной триаде «педагог-ребенок-родитель» ведущая роль отведена первому. Именно педагог организует работу, выбирает направление, форму и содержание образовательной деятельности учеников, задает темп и раскрывает возможности. Ребенок здесь следует рекомендациям, а родитель в большей степени оказывает сопровождение (помощь в организации рабочего места дома, настройке оборудования и демонстрации его работы). В такой ситуации все участники процесса испытывают некоторый дискомфорт. Многие педагоги оказались не готовы к таким резким и кардинальным изменениям, что влияет на их психологическую устойчивость, вызывая различные состояния: стресс, депрессии и др. А эффективное продуктивное обучение возможно только в случае, если занятия проводит педагог в стабильно благополучном психологическом состоянии.

Исследования специалистов Российского общества «Знание» и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», проведенные после внедрения в систему образования дистанционных технологий, подкрепляют эти предположения. Почти 75% педагогов Свердловской области, принявших участие в опросе[1], сообщили о своей неготовности к введению новых нетрадиционных форм обучения, объяснив свое нежелание недостаточной компетентностью в области знания цифровых технологий и недостатком временного ресурса. Этот факт может свидетельствовать о внутреннем сопротивлении, что способно привести к стрессу. Отметим, что ситуация с COVID-19 (риск заболевания) оказалась для педагогов менее травмирующей, чем переход на дистанционные формы обучения. По итогам исследования, где участвовали педагоги из разных областей России[2], наблюдается появление факторов, усиливающих стрессовое состояние педагога в период пандемии: не достаточная поддержка или ее отсутствие со стороны школы, увеличившаяся нагрузка, связанная с поиском новых форматов коммуникации с детьми и преподавания, высокое эмоциональное включение в общение с обучающимися и их родителями, стирание границ личного и рабочего времени. Дестабилизированное состояние педагога может привести не только к снижению уровня образования, но и к увеличению числа деструктивного детского поведения, так как, педагог в стрессовом состоянии невольно способен передать свой психоэмоциональный настрой обучающимся.

В ходе исследования были рассмотрены способы совладания со стрессовым состоянием. Названы деструктивные стратегии поведения педагогов – избегание и агрессия. И определены наиболее эффективные – переоценка ситуации, нахождение в сложившейся ситуации чего-то позитивного, полезного для себя лично, физическая активность, наличие хобби и общение с родными, близкими, а также поддержка коллег и администрации школы, используя которые респондентам удалось справиться с ситуациями и сохранить благополучное психологическое состояние.

Учитывая факт, две трети опрошенных учителей в Свердловской области находятся в некой конфронтации с дистанционными технологиями, возможно, они подвержены стрессу, что может сделать их работу менее продуктивной и негативно повлиять на уровень подростковой рискогенности в регионе. В условиях пандемии особенно важно профилактировать и выявлять нестабильное состояние специалистов, своевременно оказывать поддержку и помощь, направленную на возвращение педагогов в ресурсное состояние. Этот вопрос требует дополнительной проработки и внимания специалистов разного уровня. И в первую очередь обратить внимание на эту ситуацию важно, как самим педагогам, так и педагогам-психологам, работающим в школах. В случае предположения, что такая ситуация развивается в вашем окружении, можно самостоятельно принять профилактические и коррекционные меры, либо обратиться за профессиональной поддержкой в ресурсные центры в вашем регионе. Например, в Уральском федеральном округе – в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо».

Годырева Наталья Николаевна,

методист отдела профилактики рискованного поведения несовершеннолетних и организации социально-психологического тестирования ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»



[1] Духанина Л. Н., Максименко А. А. Вынужденная цифровизация школьного образования в России: родительская рефлексия//Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 2. С. 116-131. DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-2-0-9

[2] Петракова А. В., Канонир Т. Н., Куликова А. А., Орел Е. А. (2021) Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID‑19//Вопросы образования/Educational Studies Moscow. №1. С.93-114.
https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-93-114



Возврат к списку


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть