26.01.2022
В настоящее время под девиантным поведением понимается поведение, отклоняющееся от наиболее распространённых, общепринятых и устоявшихся норм, стандартов и правил.
При этом необходимо уметь непредвзято оценивать поведение подростка и отличать истинную девиацию от имеющейся эксцентричности, ярко выраженной индивидуальности и поведения, которое является выражением нормативного возрастного кризиса. Несмотря на то, что как отклоняющееся поведение, так и ярко выраженная индивидуальность обычно не соответствуют официально установленным и общепринятым социальным нормам и, следовательно, негативно оцениваются окружающими главным критерием при определении отклоняющегося поведения является его стойкая деструктивная и аутодеструктивная направленность для которой характерно устойчивое многократное и длительное повторение.
Таким образом, можно говорить о том, что отклоняющееся поведение включает в себя антисоциальные, антидисциалинарные, противоправные и аутодеструктивные поступки. Чаще всего они обуславливаются или личностными особенностями, или являются реакцией на сложные жизненные обстоятельства для адаптации, к которым у подростка не хватает личностных ресурсов.
Как правило, специалисты образовательных организаций обращают внимание на отклоняющееся поведение обучающегося уже в тот момент, когда оно начинает проявляться достаточно ярко и уже начинает приносить вред самому подростку или социуму. Однако на этом этапе обычно уже сформированы устойчивые качества личности и паттерны поведения, что требует приложения гораздо больших усилий для их коррекции.
Также необходимо учитывать, что проводимая в образовательных организациях периодическая психологическая диагностика обучающихся может не выявить тех, у кого отклоняющееся поведение находится на стадии формирования т.к. на момент её проведения обучающийся может находиться в благоприятных условиях, исключающих риск развития девиаций. В свете этого представляется необходимым формирование у сотрудников образовательных организаций компетенций необходимых для выделения из всей массы обучающихся тех, у кого повышен риск формирования отклоняющегося поведения на основании внешних поведенческих маркеров.
Несмотря на то, что отклоняющееся поведение очень разнообразно в своих проявлениях, можно выделить несколько его основных категорий, каждая из которых будет иметь свои отличные от других поведенческие проявления.
Социально-психологическая дезадаптация
Говоря о проблемах социально-психологической дезадаптации, имеется в виду изменение факторов внешней среды, нарушающих баланс между требованиями среды и адаптивных возможностей психики. Таким образом, это затруднения в адаптации к внешним условиям, выражающиеся в неадекватных реакциях и поведении. Можно выделить основные признаки социальной дезадаптации, связанных непосредственно со средой образовательной организации:
- неуспеваемость по школьной программе: неуспеваемость не по одному учебному предмету, а системная неуспеваемость, выражающаяся в отсутствии системы знаний и навыков в обучении;
- нарушение эмоциональных реакций в отношении как обучения в целом, так и к отдельным предметам или педагогам в частности (демонстрация безучастности, негативизма, пренебрежения и пр.);
- периодически повторяющиеся изменения поведения в процессе обучения (нарушения дисциплины, противопоставление себя другим, активный или пассивный отказ что-либо делать и пр.).
Агрессивное поведение
Как правило, агрессивное поведение у подростков является следствием каких-либо нарушений в эмоциональной сфере. Многие авторы отмечают, что высокий уровень агрессии типичен для детского и подросткового возраста, но несмотря на это она часто свидетельствует о трудностях, возникающих при межличностном взаимодействии. В рамках образовательной организации можно выделить ряд основных поведенческих реакций, свидетельствующих о повышенном уровне агрессии у обучающихся:
- любые проявления физического насилия в отношении окружающих (драки, удары, толчки и пр.);
- психологическое насилие (распространение слухов, оскорбления, угрозы, розыгрыши).
Суицидальное и самоповреждающее поведение
Несмотря на то, что многие исследования разделяют понятия суицида и самоповреждения, единой остаётся точка зрения, согласно которой эти два явления имеют одинаковую природу и неразрывно связаны между собой. Проблема подростковых суицидов достаточно широко освещается в специализированной литературе и большинство авторов выделяют следующие признаки, говорящие о склонности к самоповреждению или суициду у подростков:
- устойчивое снижение настроения, самооценки, нередко сопровождающееся чувством вины, ощущением безнадёжности, одиночества и безысходности;
- снижение интересов, активности практически во всех видах деятельности;
- повышенная чувствительность к неудачам или неадекватная реакция на похвалы и награды;
- резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к оценкам и обучению в целом;
- любые резкие изменения в привычном поведении (неряшливость, замкнутость, импульсивность и пр.);
- прямые или косвенные высказывания о стремлении умереть;
- появление признаков деструктивного поведения;
- появление жалоб на соматическое состояние.
Аддиктивное поведение
Аддиктивное поведение выражается в пагубном пристрастии к какому-либо предмету, действию или веществу. При этом, если речь не идёт о химических зависимостях, специалисту необходимо разделять увлечённость чем-либо и зависимость как таковую. В последнем случае, как и во всех остальных видах отклоняющегося поведения, происходит нарушение адаптации как к проблемным ситуациям, так и к социуму в целом. Можно выделить основные признаки аддиктивного поведения подростков:
- постепенное нарушение межличностных взаимоотношений;
- немотивированные изменения в поведении подростка;
- неухоженный или неопрятный внешний вид;
- наличие сведений о включении в асоциальные группы.
Помимо вышеописанных признаков можно выделить те, которые характерны для различных видов химических и нехимических видов зависимостей. Так, для химических видов характерно:
- пропаганда наркотических или иных ПАВ среди сверстников;
- появление в речи специфической терминологии;
- разнообразие, яркость и неустойчивость эмоциональных реакций;
- различные физиологические проявления: постоянно суженные или расширенные зрачки, жажда, сердцебиение, повышенная утомляемость или наоборот активность;
- типичные признаки «синдрома отмены»: тревога, беспокойство, раздражительность, тремор, нарушение концентрации внимания.
При нехимических видах зависимости указанные проявления отсутствуют, однако и они имеют свои специфические проявления:
- постоянное переедание или наоборот отказ от еды (при расстройствах пищевого поведения);
- увеличение времени, проводимого в компьютерных играх, социальных сетях и пр.;
- выражение агрессии или беспокойства в случае ограничения во времени пользования компьютером или телефоном.
Антисоциальное поведение
Под антисоциальным поведением как правило понимается набор поведенческих реакций и паттернов поведения, основой для которых является противодействие стандартам поведения и социальным нормам, относящихся к конкретной группе людей или к социуму в целом. Описывается множество видов антисоциального поведения, из которых основных можно выделить несколько:
- прямые и явные нарушения закона (совершение противоправных действий и правонарушений);
- жестокость по отношению к окружающим людям, животным или предметам. При этом необходимо отметить, что при антисоциальном поведении жестокость носит безосновательный характер и её жертвой становится более слабый, чем агрессор;
- сознательное уничтожение или порча чужой собственности, даже если кажется, что это действие совершено под влиянием аффекта;
- стремление получить желаемое как можно более простым путём;
- отстаивание позиции о возможности и свободе самовыражения, которые, однако, не направлены на самореализацию, творческое самовыражение, саморазвитие;
- часто ярко выраженный внешний локус контроля и как следствие стремление обвинить других людей или обстоятельства.
В статье рассмотрены только основные ранние признаки формирования отклоняющегося поведения подростков. Несмотря на многообразие признаков и вероятных причин возникновения практически любой специалист образовательной организации может выявить их для себя и в последующем предпринять активные действия по предотвращению дальнейшего развития и формирования такого типа поведения, способного нанести вред не только самому обучающемуся, но и его ближайшему окружению.
Сидоров Алексей Валерьевич,
методист отдела профилактики рискованного поведения несовершеннолетних и
организации социально-психологического тестирования ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть