21.04.2022
Особенности межведомственной работы специалистов образовательных организаций по профилактике зависимого поведения среди обучающихся
«Люди должны осознавать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого»
В. Путин
Основным направлением государственной антинаркотической политики является утверждение в молодежной среде здорового и безопасного образа жизни. Формирование таких утверждений происходит на основании позитивных и жизнеутверждающих ценностей и идеалов, духовности и нравственности, гражданственности и патриотизма, уважение к закону.
К факторам и условиям, усугубляющим ситуацию в сфере незаконного оборота наркотических средств, относятся:
- наличие значительной сырьевой базы для изготовления наркотических и психотропных веществ;
- доступность, обычаи и традиции потребления наркотических и психотропных веществ в быту;
- появление новых видов наркотических веществ, фармакологические свойства которых ускоряют процесс наркотизации.
В последнее время на смену активным, дорогим и тяжелым по последствиям наркотикам пришли более легкие, доступные в цене психоактивные вещества (ПАВ) – вещества (или смеси нескольких веществ), влияющие на функции центральной нервной системы и приводящие к изменению психического состояния, вплоть до измененного состояния сознания. В связи с этим, дальнейшая речь в рамках антинаркотической политики пойдет о профилактике ПАВ, совсем не исключая профилактику потребления наркотиков.
Определение и виды психоактивных веществ
Психоактивные вещества (ПАВ) способны при однократном приеме, вызывать положительные эмоциональные переживания, а при систематическом употреблении – физическую и психическую зависимость.
Психотропные вещества – ПАВ, оборот которых регулируется международными конвенциями.
Антинаркотическая профилактическая деятельность определяется как межведомственная, то есть деятельность, которая должна проводиться совместно с представителями всех субъектов системы профилактики: территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
Мониторинг причин проявления несовершеннолетними интереса к любым негативным проявлениям в сфере незаконного оборота наркотических веществ позволил выделить основные группы:
1. Социальные:
- неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий имущественный уровень, отсутствие эмоционального контакта);
- широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности;
- активная пропаганда в средствах массовой информации (СМИ) направлений молодежных субкультур, связанных с потреблением наркотических и психотропных веществ (клубная культура, некоторые стили музыки);
- отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних.
2. Индивидуально – психологических особенностей:
- подражание более старшим или авторитетным сверстникам;
- попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;
- стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников;
- аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная комформность, неустойчивость характера);
- протестные реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов);
- самодеструктивное поведение;
- любопытство;
- подчинение давлению и угрозам.
Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 г. №733, определены цели и задачи, направления и меры по реализации антинаркотической политики.
Первичная профилактика употребления ПАВ возложена на систему образования, так как основная часть детей и молодежи обучается в образовательных организациях.
Одним из направлений реализации антинаркотической политики закреплена профилактика, а также раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Предложен ряд мер по осуществлению профилактики и раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, таких как, например, «развитие инфраструктуры, форм и методов первичной профилактики незаконного потребления наркотиков, в том числе совершенствование педагогических программ и методик профилактики противоправного поведения несовершеннолетних и включение таких программ и методик в электронные образовательные ресурсы, расширение практики использования универсальных педагогических методик (тренинг, проектная деятельность и другие методики)».
Формирование у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания педагогов и педагогической науки, поскольку в настоящее время ощущается острая необходимость в ограждении детей, подростков, юношества от пагубного влияния ПАВ.
Важнейшими направлениями в воспитательно-профилактической работе становятся:
1. Обучение детей и подростков умению противостоять жизненным трудностям к конфликтным ситуациям.
2. Формирование у обучающихся отрицательного отношения к ПАВ и последствиям их употребления.
Вся проводимая работа должна строиться в тесном взаимодействии представителей всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав, и заинтересованных ведомств.
Значительное место в профилактической деятельности образовательных организаций занимает социально-психологическое тестирование, проводимое ежегодно среди обучающихся в возрасте от 13 до 18 лет, начиная с 7 класса общеобразовательных организаций и до 2 курса профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Обработка и мониторинг полученных результатов тестирования позволяет специалисту образовательной организации своевременно выстроить индивидуальную и групповую работу с обучающимися, родителями и педагогами по профилактике зависимого поведения, в том числе связанного с ПАВ: выявить слабые и сильные стороны обучающегося, помочь ему научиться справляться со сложными жизненными ситуациями, в том числе связанными с любыми формами ПАВ.
Профилактическая работа образовательной организации должна проводиться совместно с представителями всех субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних по основным направлениям, охватывая наибольший спектр жизнедеятельности и интересов обучающихся:
1. Разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании и безнадзорности;
2. Разъяснение существующего законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей и детей;
3. Проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками группы риска;
4. Проведение просветительской деятельности по данной проблеме.
Выявление подростков и молодежи, совершающих противоправные действия в сфере незаконного оборота наркотиков, осуществляется в первую очередь среди несовершеннолетних групп повышенного риска, в том числе участников неформальных молодежных объединений, ориентированных на потребление наркотиков.
Центральным звеном индивидуальной профилактики ПАВ является личность несовершеннолетнего, и основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательная организация, в том числе обеспечивающая дополнительное образование, и свободное время, в том числе связанное с ТВ, видео, компьютерными играми и др.
Цель работы специалиста в рамках Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде состоит в развитии инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся школы.
Способствовать достижению поставленной цели будет решение следующих задач:
- формирование у обучающихся представлений о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения;
- проведение комплекса мероприятий для представления о негативном воздействии ПАВ на организм человека (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ); устойчивости к негативному давлению среды, установки «не делай, как другие» по отношению к ПАВ;
- развитие специальных навыков самооценки несовершеннолетних;
- повышение компетентности специалистов образовательных организаций по вопросам профилактики злоупотребления несовершеннолетними ПАВ, формирование позиции активных соучастников профилактических программ;
- способствование формированию у родителей (законных представителей) знаний, отношений и установок через предоставление специфической информации о ПАВ, а также информирование о роли семьи в первичной профилактике детских зависимостей.
Вследствие многочисленности и разноплановости профилактической работы ни одно отдельное ведомство не в состоянии воздействовать на весь комплекс причин, более того, неблагоприятное воздействие отдельных форм зависимости у подростков и молодежи может быть устранено или снижено только как следствие качественного улучшения положения дел и налаживания тесного взаимодействия всех субъектов профилактики на территории Свердловской области.
Шинкун Елена Валентиновна
методист отдела профилактики рискованного поведения несовершеннолетних и организации социально-психологического тестирования ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть