Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Вопрос педагогу-психологу
Личный кабинет
Все теги

Особенности межведомственной работы специалистов образовательных организаций по профилактике зависимого поведения среди обучающихся

21.04.2022


Особенности межведомственной работы специалистов образовательных организаций по профилактике зависимого поведения среди обучающихся

 

«Люди должны осознавать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого»

В. Путин

 

Основным направлением государственной антинаркотической политики является утверждение в молодежной среде здорового и безопасного образа жизни. Формирование таких утверждений происходит на основании позитивных и жизнеутверждающих ценностей и идеалов, духовности и нравственности, гражданственности и патриотизма, уважение к закону.

К факторам и условиям, усугубляющим ситуацию в сфере незаконного оборота наркотических средств, относятся:

- наличие значительной сырьевой базы для изготовления наркотических и психотропных веществ;

- доступность, обычаи и традиции потребления наркотических и психотропных веществ в быту;

- появление новых видов наркотических веществ, фармакологические свойства которых ускоряют процесс наркотизации.

В последнее время на смену активным, дорогим и тяжелым по последствиям наркотикам пришли более легкие, доступные в цене психоактивные вещества (ПАВ) – вещества (или смеси нескольких веществ), влияющие на функции центральной нервной системы и приводящие к изменению психического состояния, вплоть до измененного состояния сознания. В связи с этим, дальнейшая речь в рамках антинаркотической политики пойдет о профилактике ПАВ, совсем не исключая профилактику потребления наркотиков.

Определение и виды психоактивных веществ

Психоактивные вещества (ПАВ) способны при однократном приеме, вызывать положительные эмоциональные переживания, а при систематическом употреблении – физическую и психическую зависимость.

Психотропные вещества – ПАВ, оборот которых регулируется международными конвенциями.


Антинаркотическая профилактическая деятельность определяется как межведомственная, то есть деятельность, которая должна проводиться совместно с представителями всех субъектов системы профилактики: территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Мониторинг причин проявления несовершеннолетними интереса к любым негативным проявлениям в сфере незаконного оборота наркотических веществ позволил выделить основные группы:

1. Социальные:

- неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий имущественный уровень, отсутствие эмоционального контакта);

- широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности;

- активная пропаганда в средствах массовой информации (СМИ) направлений молодежных субкультур, связанных с потреблением наркотических и психотропных веществ (клубная культура, некоторые стили музыки);

- отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних.

2. Индивидуально – психологических особенностей:

- подражание более старшим или авторитетным сверстникам;

- попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;

- стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников;

- аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная комформность, неустойчивость характера);

- протестные реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов);

- самодеструктивное поведение;

- любопытство;

- подчинение давлению и угрозам.

Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 г. №733, определены цели и задачи, направления и меры по реализации антинаркотической политики.

Первичная профилактика употребления ПАВ возложена на систему образования, так как основная часть детей и молодежи обучается в образовательных организациях.

Одним из направлений реализации антинаркотической политики закреплена профилактика, а также раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Предложен ряд мер по осуществлению профилактики и раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, таких как, например, «развитие инфраструктуры, форм и методов первичной профилактики незаконного потребления наркотиков, в том числе совершенствование педагогических программ и методик профилактики противоправного поведения несовершеннолетних и включение таких программ и методик в электронные образовательные ресурсы, расширение практики использования универсальных педагогических методик (тренинг, проектная деятельность и другие методики)».

Формирование у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания педагогов и педагогической науки, поскольку в настоящее время ощущается острая необходимость в ограждении детей, подростков, юношества от пагубного влияния ПАВ.

Важнейшими направлениями в воспитательно-профилактической работе становятся:

1. Обучение детей и подростков умению противостоять жизненным трудностям к конфликтным ситуациям.

2. Формирование у обучающихся отрицательного отношения к ПАВ и последствиям их употребления.

Вся проводимая работа должна строиться в тесном взаимодействии представителей всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав, и заинтересованных ведомств.

Значительное место в профилактической деятельности образовательных организаций занимает социально-психологическое тестирование, проводимое ежегодно среди обучающихся в возрасте от 13 до 18 лет, начиная с 7 класса общеобразовательных организаций и до 2 курса профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

Обработка и мониторинг полученных результатов тестирования позволяет специалисту образовательной организации своевременно выстроить индивидуальную и групповую работу с обучающимися, родителями и педагогами по профилактике зависимого поведения, в том числе связанного с ПАВ: выявить слабые и сильные стороны обучающегося, помочь ему научиться справляться со сложными жизненными ситуациями, в том числе связанными с любыми формами ПАВ.

Профилактическая работа образовательной организации должна проводиться совместно с представителями всех субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних по основным направлениям, охватывая наибольший спектр жизнедеятельности и интересов обучающихся:

1. Разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании и безнадзорности;

2. Разъяснение существующего законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей и детей;

3. Проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками группы риска;

4. Проведение просветительской деятельности по данной проблеме.

Выявление подростков и молодежи, совершающих противоправные действия в сфере незаконного оборота наркотиков, осуществляется в первую очередь среди несовершеннолетних групп повышенного риска, в том числе участников неформальных молодежных объединений, ориентированных на потребление наркотиков.

Центральным звеном индивидуальной профилактики ПАВ является личность несовершеннолетнего, и основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательная организация, в том числе обеспечивающая дополнительное образование, и свободное время, в том числе связанное с ТВ, видео, компьютерными играми и др.

Цель работы специалиста в рамках Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде состоит в развитии инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся школы.

Способствовать достижению поставленной цели будет решение следующих задач:

- формирование у обучающихся представлений о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения;

- проведение комплекса мероприятий для представления о негативном воздействии ПАВ на организм человека (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ); устойчивости к негативному давлению среды, установки «не делай, как другие» по отношению к ПАВ;

- развитие специальных навыков самооценки несовершеннолетних;

- повышение компетентности специалистов образовательных организаций по вопросам профилактики злоупотребления несовершеннолетними ПАВ, формирование позиции активных соучастников профилактических программ;

- способствование формированию у родителей (законных представителей) знаний, отношений и установок через предоставление специфической информации о ПАВ, а также информирование о роли семьи в первичной профилактике детских зависимостей.

Вследствие многочисленности и разноплановости профилактической работы ни одно отдельное ведомство не в состоянии воздействовать на весь комплекс причин, более того, неблагоприятное воздействие отдельных форм зависимости у подростков и молодежи может быть устранено или снижено только как следствие качественного улучшения положения дел и налаживания тесного взаимодействия всех субъектов профилактики на территории Свердловской области.

 Шинкун Елена Валентиновна 
методист отдела профилактики рискованного поведения несовершеннолетних и организации социально-психологического тестирования ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть