Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Личный кабинет
Все теги

Особенности эмоционального интеллекта подростков и способы его развития

14.05.2024


эм.ин.jpg

Развитие личности современных подростков происходит в условиях цифровизации и компьютеризации, где основной массив сведений в процессе общения транслируется с помощью знаковой системы. Подросткам свойственна экстенсивность, характеризующаяся наличием множества поверхностных контактов, где нет места проявлениям эмоций.

Между тем, снижение уровня эмоциональной вовлеченности, неспособность к рефлексии, слабый уровень структурирования и осознанности собственного внутреннего мира препятствуют формированию эмоционального интеллекта.

Почему так важно обладать эмоциональным интеллектом и как он влияет на развитие подростков – рассмотрим в данной статье через обзор следующих вопросов:

1. Что такое эмоциональный интеллект.

2. Роль эмоционального интеллекта в жизни человека.

3. Феномен эмоциональной креативности.

4. Особенности развития эмоционального интеллекта современных подростков.

5. Рекомендации специалистам по развитию эмоционального интеллекта у подростков.

 Эмоциональный интеллект — это способность к распознаванию, пониманию эмоционального состояния и эмоциональных реакций как своих, так и партнера по коммуникации. Эмоции и чувства, в свою очередь, составляют «внутренний мир» человека.

Развитый эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни человека, поскольку осознание своих чувств и эмоций позволяет идентифицировать собственное эмоциональное состояние, а также эмоциональное состояние окружающих нас людей. Это позволяет адекватно выражать собственные чувства и эмоции, а после – дифференцировать их.

Подростков отличает то, что они не любят и не желают демонстрировать собственные переживания окружающим, и именно это препятствует к распознаванию переживаний человека в подростковом возрасте.

Отмечено, что подростки с высокими показателями эмоционального интеллекта имеют высокую потребность в познании собственной личности, для них характерен высокий уровень самооценки, т.е. восприятия себя со стороны.

У подростков с низкими показателями эмоционального интеллекта потребность к самопознанию не выражена, для них характерна невысокая самооценка собственных способностей, что, в свою очередь, формирует неадекватное представление о том, как их воспринимают другие.

 Роль эмоционального интеллекта в жизни человека   

Выделяются следующие функции эмоционального интеллекта:

1. Оценочно-прогностическая – позволяет нам воспринимать и понимать (идентифицировать) эмоциональные состояния и прогнозировать их в процессе общения.

2. Экспрессивно-коммуникативная – позволяет нам адекватно выражать и проживать эмоции, способствуя тем самым эффективному межличностному взаимодействию посредством оптимизации совместной деятельности;

3. Регулятивная – характеризует способность к управлению эмоциональным состоянием, осуществлению контроля и снижению интенсивности неадекватных ситуации эмоций посредством выбора эффективных стратегий преодолевающего поведения;

4. Мотивирующая – характеризует взаимосвязь эмоционального интеллекта и внутренней мотивации, способствующей достижению успеха;

5. Фасилитирующая – позволяет вызывать эмоциональные переживания в целях решения определенных задач;

6. Рефлексивно-коррекционная – позволяет осознавать эмоциональные переживания (как свои, так и окружающих людей), разрешая при этом внутриличностные конфликты и корригируя агрессивное поведение;

7. Адаптивная – «включает» приспособительные возможности эмоционального интеллекта при изменениях во внутреннем плане и внешних средовых условиях.

Можно ли назвать эмоциональный интеллект и просто интеллект антагонистами? Скорее нет, чем да, поскольку целесообразнее назвать их отдельными компетенциями.

 Феномен эмоциональной креативности

Интеллект и креативность выступают как две отдельные способности, позволяющие эффективно перерабатывать информацию. Интеллект «специализируется» на применении ранее известной информации в реальной практике, а также – на адаптации к окружающему миру. Креативность же позволяет так преобразовать имеющуюся у человека информацию, что появляется новизна.

Предлагаем рассмотреть уровни эмоциональной креативности:

1. Уровень собственно эмоций.

Чем больше динамический разброс переживаний личности от амбивалентных эмоциональных проявлений (например, от печали до восторженного ликования/радости, «чувства счастья») может испытывать и проживать человек, тем выше уровень демонстрации его эмоциональной креативности.

2. Уровень чувств.

Здесь мы говорим о более сложных эмоциональных реакциях человека, а именно – о морально-нравственных, социальных и интеллектуальных переживаниях. На данном уровне свойственно включение других людей и явлений непосредственно в эмоциональную сферу человека.

3. Уровень эмоциональных черт личностных особенностей.

Важно учитывать особенности темперамента и характера конкретного человека, которые определяют его индивидуальность.

Так, подросток с высокими показателями эмоциональной креативности способен демонстрировать:

1. Выраженную способность интегрировать и выражать собственное эмоциональное состояние в символической форме.

2. Способность давать комплексную оценку ситуации, отражать большое количество стимулов. Для таких личностей менее свойственно делать преждевременные выводы.

3. Включенность в исследование значения собственного эмоционального опыта, склонны к предвосхищению и обдумыванию собственных действий, а также последствий собственного поведения.

4. Склонность к содержательному анализу собственных чувств и поведению других, способность децентрировать собственный опыт.

5. Демонстрирует толерантность к неопределенности, а также к конфликтным особенностям собственной личности, а также к личностям окружающих людей.

6. Демонстрирует осознанную самоэффективность.

Особенности эмоционального интеллекта современных подростков

Предлагаем рассмотреть основные этапы становления эмоциональной зрелости в подростковом и юношеском возрасте.

Для несовершеннолетних в возрасте от 11 до 13 лет характерен низкий уровень саморегуляции и эмпатийной обратной связи, что проявляется в бурном эмоциональном реагировании (экспрессивности).

В период с 14 до 15 лет наблюдается существенное снижение экспрессивных эмоциональных реакций и возрастание уровня произвольной эмоциональной регуляции, что способствует проявлению более адекватных поведенческих реакций.

Для юношеского возраста (16-17 лет) характерен высокий уровень эмпатии, становление эмоциональной зрелости.

Особенность эмоционального интеллекта заключается в том, что он поддается развитию на протяжении всей жизни человека. Данное обстоятельство позволяет рассматривать его в качестве метакомпетенции.

Исходя из приведенного нами теоретического обзора, предлагаем следующие рекомендации по развитию эмоционального интеллекта:

Рекомендации специалистам в развитии эмоционального интеллекта у лиц подросткового возраста:

1. Предложите подросткам понаблюдать за собственной реакцией на окружающих его людей. Пусть они проанализируют те чувства и эмоции, которые возникают у них в процессе коммуникации с ними. Предложите подростку мысленно поставить себя на место другого человека.

Основная задача состоит в том, чтобы помочь подростку понять, какие чувства может испытывать человек в той или иной ситуации, и, по возможности, попробовать предвосхитить мотивы действий другого человека.

2. Предложите подросткам отследить их собственную реакцию на возможные стрессовые ситуации и предложите порассуждать на тему, как можно сдержать свои бурные эмоциональные реакции и дальнейшие импульсивные действия.

Пусть подростки подумают над вопросом: «Что вызывает то или иное чувство и/или эмоциональную реакцию в данной ситуации и почему?», оценят плюсы и минусы конкретных способов реагирования, а также то, какие затраты и выгоды они могут получить при этом, и какие иные способы реагирования на стрессовую ситуацию существует.

3. Позвольте подростку осознать и принять то, что ответственность за его способы реагирования, а также действия несет он сам. Обратите внимание на то, что важно понимать какое влияние могут оказать на окружающих людей их поступки, даже если они приносят отрицательный эффект.

Педагог-психолог отдела экстренной психологической помощи 

ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» Гордымова Анна Андреевна



Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть