Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Вопрос педагогу-психологу
Личный кабинет
Все теги

Организация коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий в образовательных организациях с обучающимися, проявляющими девиантные формы поведения

14.10.2024


Увлечения для подростков.jpeg

Девиантное поведение: определение, виды, алгоритм действий при выявлении.

Навигатор профилактики девиантного поведения-2022, разработанный МГППУ, определяет девиантное поведение как «постоянное стойко повторяющееся, не соответствующее общепринятым социальным нормам и наносящее ущерб самому человеку, окружающим людям и имуществу».

Выделяют следующие виды девиантного поведения.

Ранее проблемное поведение включает в себя разнообразные нарушения поведения (сквернословие, непослушание, прогулы уроков и др.), проявляющиеся у детей 5-12 лет.

Под агрессивным поведением понимаются проявления физического или психологического насилия (насмешки, угрозы).

Для суицидального, самоповреждающего поведения характерно снижение настроения, суицидальные заявления, резкие изменения поведения; в то время как несуицидальное самоповреждающее поведение отличает наличие определенной психологической цели (снятие эмоционального напряжения, получение удовольствия, наказание себя).

Поведение, указывающее на риск нападения обучающимся на образовательную организацию, характеризуется интересом к агрессивным видам деятельности, оружию, контенту, наличием заявлений о совершении преступления подобного рода, игнорирование норм и правил.

Под делинквентным поведением подразумевается фактическое совершение административных правонарушений и преступлений (кражи, причинение вреда здоровью, хулиганство, жестокое обращение с животными).

Аддиктивное (зависимое) поведение – связано со стойким влечением к определенным видам деятельности, веществам; различается химическая и нехимическая зависимость.

Рискованное поведение включает в себя увлечение экстремальными видами досуга.

Отдельно выделена социально-психологическая дезадаптация – состояние, осложняющее приспособление к социальной среде. Она может предшествовать проявлениям отклоняющегося поведения или быть его следствием.

При выявлении фактов девиантного поведения общий алгоритм действий педагога следующий:

1. Разговор с ребенком (без давления).

2. Разговор с родителями (выработка стратегии помощи).

3.    Рассмотрение вопроса на психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации для комплексной организации помощи.

4.    Использование иных возможностей (привлечение органов системы профилактики, ППМС-центров).

5.    Завершающий этап – мониторинг ситуации, изучение динамики.

Факт выявления отклоняющегося поведения у обучающегося образовательной организации общего или профессионального образования является основанием для начала проведения коррекционно-развивающей работы. Для этого необходимо получить согласие родителя (ст. 42 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); рассмотреть вопрос на консилиуме и сформировать программу занятий.

Здесь важно найти баланс и избежать стигматизации, т.е. навешивания ярлыка на ребенка, имеющего определенные трудности.

Поэтому на первый план выступает необходимость проведения профилактической работы в коллективе, где обучается несовершеннолетний (без указания на повод проведения такой работы, тем более – на ребенка). Подобная профилактическая работа не требует согласия родителей, т.к. не нацелена на конкретное лицо.

 

Отличия в организации и содержании профилактической работы в организациях разного уровня.

В соответствии с приказом Минтруда России от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» трудовые функции педагогов-психологов разных образовательных организаций разделены.

Так, отдельно (код «А») регламентированы вопросы деятельности педагогов-психологов образовательных организаций общего, профессионального и дополнительного образования, при реализации основных и дополнительных образовательных программ. Основной целью деятельности является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Одной из функций обозначена психопрофилактика – профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях.

Ее осуществление сопровождается выявлением условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся; разработкой психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, (комфортной и безопасной); планированием и реализацией совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения.

 

Под кодом «Б» описывается трудовая функция педагога-психолога центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее – ППМС-центр). Она включает в себя оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

В ППМС-центрах осуществляется психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Эта работа включает в себя: выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности, особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей; собственно проведение профилактической работы с обучающимся.

Таким образом, в первом случае (код «А») воздействие в большей степени оказывается на образовательную среду, а во втором (код «Б») – на индивида.

 

Мишени профилактики социально-психологической дезадаптации и девиантного поведения.

Согласно распоряжению Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологической службы в образовательных организациях», мишенями профилактики социально-психологической дезадаптации и девиантного поведения у обучающихся являются: формирование толерантности, коммуникативных навыков, навыков бесконфликтного общения, успешной адаптации к новым ступеням образования.

Говоря о программах профилактики девиантного поведения, необходимо выделить два типа таких программ:

1. Программы профилактики как комплексная система деятельности в процессе решения проблем, связанных с отклоняющимся поведением, эффект которых рассчитан не на конкретного несовершеннолетнего или семью, а на определенную категорию, выделенную по какому-то признаку (например, программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних). Этот тип программ методически описывает систему работы специалистов, занимающихся профилактикой того или иного вида отклоняющегося поведения в конкретной общеобразовательной организации.

2. Профилактические программы в отличие от программ профилактики представляют собой адресную помощь, направленную на системное изменение конкретной ситуации и поведения данного ребенка или семьи, с учетом факторов риска и ресурсов развития. Этот тип программ разрабатывается как раз в рамках работы консилиума непосредственно для каждого клиента.

 

Возможности календарного планирования профилактической работы.

Представляется возможным создание в образовательной организации программы-плана мероприятий по осуществлению профилактики различных проявлений девиантного поведения через формирование психологически безопасной образовательной среды. Подобное планирование может включать мероприятия разного формата, преследующие конкретные профилактические цели.

Так, сентябрь может быть «Месяцем сплочения» (т.е. профилактики социально-психологической дезадаптации), что особенно важно для 1-х, 5-х, 8-х, 10-х классов. В октябре могут быть проведены мероприятия по формированию представлений о здоровом образе жизни, спортивные события (профилактика зависимого поведения). В ноябре, например, можно акцентировать внимание на профилактике суицидального поведения через популяризацию телефонов психологической помощи, обучение новым видам досуга (читательский клуб, любители настольных игр). В декабре, когда отмечаются День юриста, День Конституции, целесообразно проводить мероприятия по повышению правовой грамотности (профилактика делинквентного поведения).

Подобное планирование может быть изначально опробовано на мероприятиях «Недели психологии», где каждый из дней будет посвящен профилактике той или иной девиации.

 

На какие личностные качества можно влиять в рамках коррекционно-развивающей работы с обучающимися с проявлениями девиантного поведения.

Коррекционно-развивающая работа направлена на определенное лицо (лиц), на решение конкретной трудности, осуществляется как в организациях общего и профессионального образования, так и в ППМС-центрах.

При выявлении раннего проблемного поведения акцент можно сделать на развитие сильных качеств личности, через увлечения.

Агрессивное поведение (в т.ч. буллинг) – развитие эмпатии, коммуникативных навыков, навыков бесконфликтного поведения.

Суицидальное, самоповреждающее поведение – развитие жизнестойкости, ценностных ориентиров.

Поведение, указывающее на риск нападения обучающимся на образовательную организацию – развитие жизнестойкости, ценностных ориентиров.

Делинквентное поведение – развитие системы традиционных ценностей, правосознания, саморегуляции, эмпатии.

Аддиктивное (зависимое) поведение – пропаганда здорового образа жизни.

Рискованное поведение – развитие самооценки в социально-приемлемой деятельности, установок ценности жизни и здоровья, критического мышления.

Социально-психологическая дезадаптация – развитие мотивации учения, общественно-полезной деятельности; повышение самооценки и представления о себе, сплочение класса, создание ситуации успеха.

В ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» реализуется следующие социально-адаптирующие и профилактические программы (полный перечень на https://centerlado.ru/uploadedFiles/files/annotacii-2024_1.pdf):

 

Название ДООП

Аннотация

«Формирование социальных навыков»

 

Цель программы – формирование социальных навыков обучающихся, направленных на развитие самосознания и самоисследования.

«Профилактика дезадаптивных форм поведения несовершеннолетних»

 

Программа предназначена для решения проблемы проявлений дезадаптивных форм поведения, их предупреждения и коррекции уже имеющихся отклонений, а также профилактики раннего эпизодического употребления ПАВ.

«Программа профилактики раннего употребления ПАВ среди подростков»

 

Целью программы является формирование у подростков ценности здорового и безопасного образа жизни. Задачи предполагают развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ.

«Безопасность в сети Интернет»

 

Данная программа направлена на формирование компетенций, которые способствуют обеспечению информационно-психологической безопасности подростков.

«Формирование и развитие эмоционального интеллекта»

 

Цель программы: создание условий, обеспечивающих развитие эмоционального интеллекта у несовершеннолетних позволяющего им успешно социализироваться в современном обществе.

«Школа юного психолога»

 

Цель программы: создание условий для гармоничного развития личности несовершеннолетних с использованием программ психологического просвещения.

Задачи программы: повышение уровня психологических знаний через знакомство с теоретическими и практическими аспектами психологии; содействие формированию позитивного образа «Я», через самопознание, развитие рефлексии в ходе выполнения практических заданий в различных психологических направлениях; формирование представления о важности ближайшего окружения при формировании личности и его влияния на неё. Программа предназначена для детей 11-18 лет. Общий объем программы 16 занятий.

 

Источником информации об эффективных психолого-педагогических программах является сайт Федерации психологов образования, программы можно посмотреть здесь https://rospsy.ru/KPresults.

Так, вопросам профилактики посвящены следующие наработки отечественных специалистов.

Дополнительная общеразвивающая программа психолого-педагогической направленности «ЭКЗАМЕНЫ БЕЗ СТРЕССОВ» (профилактика социально-психологической дезадаптации).

Профилактическая психолого-педагогическая программа «Вектор перезагрузки. Лайфхаки для подростков» (профилактика социально-психологической дезадаптации).

Профилактика употребления ПАВ детьми и подростками в образовательном учреждении (профилактика зависимого поведения).

«Все в твоих руках!» (профилактика рискованного поведения и формирования ценностного отношения к жизни и здоровью).

Программа профилактики суицидального поведения, антивитальных настроений среди студентов «Я С ВАМИ, Vita-лик» (профилактика суицидального поведения).

Программа психолого-педагогической и социально-педагогической коррекции поведения ребенка подросткового возраста (профилактика девиантного поведения).

Профилактическая психолого-педагогическая программа «Профилактика буллинга в образовательных организациях с применением медиации и восстановительных технологий» (профилактика агрессивного поведения, буллинга).

Надеемся, что данный материал был полезен молодым специалистам, в т.ч. педагогам-психологам образовательных организаций нашего региона.                  В ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» можно получить консультативную помощь по вопросам организации профессиональной деятельности педагога-психолога. Записаться на консультацию или супервизию можно здесь: https://centerlado.com/appointment/.

Также приглашаем ознакомиться с материалами прошедших мероприятий и принять непосредственное участие в планируемых событиях нашего центра: https://centerlado.tilda.ws/webinars.

Педагог-психолог отдела развития психологической службы в образовании и службы медиации ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» Ольга Федоровна Тетерина

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть