22.02.2023
Игра – присуща человеку, а для подростков она еще не так давно являлась ведущей деятельностью. Атмосфера игры позволяет расслабиться и снизить жесткость самоконтроля. Это отличная возможность для самоисследования.
В такой деятельности зачастую проигрываются неприятные ситуации, столкновение с которыми в жизни может вызвать замешательство и неадекватную реакцию. Сочетая реальность и условность, позволяя дополнить рациональное начало индивида его творческим опытом, воображаемое же проживание подобного опыта позволяет в дальнейшем активно реализовывать разнообразные ролевые модели поведения.
Игра имеет эмоциональную окраску, в ней реальность уплотнена и насыщена; это проекция мыслей и чувств, которые подростку зачастую сложно выразить в обычной жизни.
И кроме того, в командной игре всегда присутствует дух и сотрудничества, и здорового соперничества, в ней каждый мотивирован на успех.
В 2021 году специалисты ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» совместно с педагогом-психологом Ольгой Дубровиной приняли участие в создании профилактической игры для подростков «Сегодня про счастливое завтра». По итогам воплощения проекта игра успешно апробировалась в работе с подростками – как в полном объеме на групповых занятиях «Школы юного психолога», так и на выездных площадках компилированном виде).
Так, на базе Центра «Ладо» в рамках реализации развивающей психолого-педагогической программы «Школа юного психолога» в игре «Сегодня про счастливое завтра» принимают участие подростки с нормативным кризисом взросления в возрасте от 12 до 16 лет. Игра применяется на этапе достижения качественного сплочения коллектива. При этом материалы игры сопровождались мини-лекциями, энергизаторами, приемами «Круг» и «Рефлексия».
На первом этапе игры, посвященном формированию преставления о здоровом образе жизни, ребята создают команды, увлеченно обсуждая названия и слоганы, выбирают капитанов. Из практики проведения первых встреч – заполнение анкеты о здоровом образе жизни является первым испытанием для подростков. Отвечая на вопросы о вредных привычках, кому-то хочется выглядеть старше и «опытней» других, при этом ребята понимают, что несут ответственность за общий балл всей команды, и это, несомненно, становится поводом для размышления о том, так ли хороши и желательны привычки, идущие вразрез с ЗОЖ.
Примечательно, что в ходе следующего испытания – по формированию образа подростка, ведущего ЗОЖ, – ребята зачастую действуют «от противного», придумывая истории о том, как их «герой» стал приверженцем здорового образа жизни после того, как поборол пагубные пристрастия.
На этом этапе важным с позиции педагога-психолога является мягкое подведение подростков к тому, что жизнь изначальна интересна и полноценна своими позитивными проявлениями, начиная от хорошего самочувствия и здорового тела, заканчивая формированием базовых ценностей общества, таких как любовь к близким, семья, созидательный труд, стремление к познанию.
Второй этап игры («Нет» рискованному предложению») насыщен активностями, проигрыванием ситуаций рискованного поведения. Предложенные в игре ситуации очень знакомы, и как бывает трудно подобрать слова уверенного отказа на то или иное сомнительное предложение! Как не хочется обидеть «друга»!
Здесь важным является диалог с ребятами о их понимании ценности отношений с тем или иным человеком. Дети привыкают называть «другом» любого, кто проявил внимание, участие, поделился конфетой и т.д. К сожалению, на практике приходится наблюдать, как подростки не разделяют понятий: знакомый, приятель, сосед по парте с таким важным словом «ДРУГ», что иногда порождает ситуации, когда «друг предложил, и я не смог ему отказать». Правильное понимание содержания понятий «дружба» и «друг» позволяет подросткам адекватно взаимодействовать с окружающими, не становясь объектом чьих бы то ни было манипуляций.
В этом плане хорошо работает и предложенная в игре «Сегодня про счастливое завтра» техника «Пять почему». Она помогает преодолеть излишнюю эмоциональность в общении, обратившись к рациональному началу с помощью такого простого, но емкого вопроса «Почему?». Заданный не менее пяти раз по какой-либо проблеме вопрос позволяет максимально приблизиться к истинным потребностям человека и определить адекватные пути их удовлетворения.
На третьем этапе игры («Перспектива построения будущего») подростки с огромным удовольствием работают с техникой «Колесо жизненного баланса», которая помогает наглядно наблюдать, чем живут наши дети, что властвует над их душами. С помощью уточняющих вопросов педагог-психолог способен вызвать сомнения и помочь соблюсти баланс в тех случаях, когда подростки демонстрируют чрезмерную тягу к получению удовольствий, заботе о внешности и т.д., забывая о других сторонах жизни.
Также важно напоминать ребятам о мечтах и целях, поскольку подобные задания игры помогают им отвлечься от сиюминутного и увидеть перспективу своего жизненного пути; осознать свои ресурсы, уже сейчас работающие на реализацию их планов на будущее.
Подводя итог, отметим, что применение игры «Сегодня про счастливое завтра» в любой аудитории вызывает неизменный интерес и азарт: на всех этапах игры ребята стремятся не просто завоевывать призовые баллы, а как можно больше высказываться и проявлять себя. Игра при этом воспринимается как что-то живое, актуальное и как будто придуманное специально для тех, кто в нее играет в данный момент!
Тетерина Ольга Федоровна,
педагог-психолог отдела развития психологической службы
в образовании и службы медиации ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть