Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Вопрос педагогу-психологу
Личный кабинет
Все теги

Как помочь пятиклассникам адаптироваться к условиям обучения в среднем звене школы

22.09.2023



Что такое школьная адаптация применительно к пятиклассникам

О важности адаптации к школе в большей степени принято говорить применительно к первоклассникам, переживающим значимые изменения в организации всего жизненного уклада. Между тем переход из начального звена школы в среднее является не менее значимым периодом в жизни школьников, а также их родителей и педагогов. Этот этап характеризуется: значительными изменениями в привычной жизни; переходом из системы, в которой был один учитель и один классный кабинет к новой системе образовательных отношений; качественным изменением учебного материала и правил оценивания.

Переход в пятый класс является испытанием для познавательной сферы ребенка («Что я знаю и умею, достаточно ли этого для дальнейшего обучения?»); мотивационной сферы («Я хочу и мне нравится»); эмоционально-волевой сферы («Я умею контролировать свои эмоции»).

Проверку на прочность проходит и механизм социализации личности, обеспечивающий включение ее в систему новых отношений и общественных   связей, – в жизни школьника появляются учителя-предметники со своими требованиями, а также меняется характер взаимоотношений с подросшими сверстниками.

У каждого ребенка – индивидуальные адаптивные способности и период перестройки на новые условия обучения. Этот жизненный этап может занимать от двух недель до полугода и зависит от:

- индивидуальных особенностей ребенка;

- уровня знаний и учебной мотивации;

- степени развития социальных навыков.

 

С какими трудностями сталкиваются пятиклассники?

1.              Подросшие школьники могут растеряться от обилия новых учебных предметов и преподавателей.

В этой ситуации классный руководитель может помочь – схематично объяснить пятиклассникам, когда, куда и к какому преподавателю идти.

2.              Пятиклассники не всегда успевают за возросшим темпом работы: в среднем звене учителя никого не ждут, надо успевать. Нарушается индивидуальный подход учителя к каждому ученику, происходит как бы обезличивание школьника.

Хорошо, если учителя-предметники четко сформулируют свои требования по предмету.

3.              Окончание начальной школы характеризуется мотивационным кризисом, когда старые мотивы учения (интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда) уже удовлетворены, а новые еще не сложились.

Для поддержания мотивации к учебе учителю предлагается больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить на продуктивный уровень обучения (развивать умение находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).

4.              Для формирования познавательных мотивов необходимо правильно организовать учебную деятельность подростков на основе ориентирования обучающихся на самостоятельный поиск информации, причем важно формировать эту ориентацию с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей подростков.

Стимулированию познавательных интересов школьников будут способствовать:

– новизна учебного материала, использование современных достижений науки;

– использование многообразия форм самостоятельной работы, создание ситуации проблемности в обучении, а также элементов исследования, творческой и практической деятельности;

– создание благоприятного эмоционального фона учебной деятельности подростков, демонстрация позитивного эмоционального состояния учителем, формирование хороших взаимоотношений учителя и подростков, использование поощрений чаще чем наказаний.

 

Преодолеть трудности поможет развитая саморегуляция

Начало обучения в среднем звене школы совпадает с периодом активного развития саморегуляции. Трудно переоценить значение этого конструкта психики в условиях учебной деятельности.

Благодаря развитой саморегуляции ребенок способен:

– осуществлять постановку целей своих действий в соответствии с мотивами, потребностями, актуальными и прогнозируемыми задачами;

– планировать пути достижения цели с выбором оптимальных способов действования, определения их последовательности,

– контролировать исполнение выбранной программы и вносить коррективы в деятельность.

При неразвитости процессов саморегуляции обучающиеся:

– часто отвлекаются;

– импульсивны в решениях и действиях, не способны предвидеть результаты своего поведения;

– их речь спонтанна, соскальзывает на побочные ассоциации;

– допускают орфографические и пунктуационные ошибки при письме;

– стремятся к упрощению программы вне зависимости от конкретной задачи;

– допускают инертное стереотипное воспроизведение ранее заданной программы.

Вчерашние четвероклассники еще недостаточно самостоятельны: родительский контроль за соблюдением дисциплины и успеваемостью уже ослаблен, а самоконтроль у обучающегося еще в полном объеме не сформирован.

Развитию саморегуляции будут способствовать:

– внедрение внешних опор и контроль со стороны взрослых («Ты все нарисовал?», «Будь внимателен», недоумевающие жесты или междометия);

– умение составлять и следовать распорядку дня;

– понимание схемы урока;

– дробление заданной программы на последовательные подпрограммы.

 

Пятый класс – вхождение в подростковый возраст

Помимо ситуативных моментов на период перехода в среднее звено школы накладываются особенности, присущие подростковому возрасту. В большинстве классификаций психологов, начало подросткового периода совпадает с окончанием начальной школы, т.е. с возрастом 11 лет.

Пятикласснику-подростку свойственно устойчивое стремление к независимости, хотя ближайшее окружение (родители, педагоги) относятся к нему как к ребенку.

Поэтому учителю важно применять и элементы личностно-ориентированного подхода к обучению, стремиться создавать необходимые условия для развития каждого ученика в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями. При реализации этого подхода создаются условия как для внешнего контроля, оценки и коррекции учебного результата, так и для внутреннего.

Учителям важно относиться к обучающимся с уважением; называть по имени; не сравнивать результаты детей, а использовать относительные оценки «шкалы роста» самого ребенка.

На этом этапе развития меняется ведущий вид деятельности: учебная деятельность младшего школьника сменяется эмоционально-личностным общением со сверстниками в подростковом возрасте. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников.

Применение в учебной деятельности таких методов, как: «мозговая атака», «круглый стол», «деловая игра» – позволяют улучшить процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении задач.

Классному руководителю важно организовать работу по сплочению коллектива, формированию мотивов совместной деятельности обучающихся.

При организации воспитательной работы предлагается использовать возможности включения пятиклассников в подготовку и организацию совместных мероприятий, праздников, спортивных мероприятий.

Как помочь пятикласснику адаптироваться в среднем звене школы

Исходя из вышеописанных положений предлагаем следующие рекомендации для учителей по успешной адаптации учащихся пятых классов.

1.              Учить детей строить и соблюдать режим дня.

2.              Составлять и следовать схеме урока.

3.              Четко формулировать свои требования по предмету, дробить учебный материал на последовательные части.

4.              Создавать благоприятный эмоциональный фон учебной деятельности, чаще использовать поощрение чем наказание (хвалить при всех – ругать наедине).

5.              Стимулировать познавательный интерес через использование современных достижений науки и многообразия форм работы.

6.              Учить детей самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

7.              Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, проводить работу по сплочению коллектива, в т.ч. вне уроков.

8.              Применять индивидуальный подход: чаще называть детей по имени, не сравнивать друг с другом, аргументировать оценки, проявлять эмоциональное отношение.

9.              Обсуждать с детьми их проблемы, чтобы они чувствовали, что аналогичные ситуации встречаются и у других детей.

10.          Напоминать родителям о необходимости продолжения контроля за дисциплиной и успеваемостью детей.

Эти рекомендации помогут развивать отношения сотрудничества с детьми и заинтересовать их учебой в непростой период жизни!

 

Педагог-психолог отдела развития психологической службы в образовании и службы медиации ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» Тетерина Ольга Федоровна

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть