Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Личный кабинет
Все теги

Как определить тип конфликтной личности?

22.11.2022



Существует ли конфликтная личность? На самом деле все неоднозначно! Нельзя по какому-то одному критерию определить является ли человек бесконфликтным или конфликтным. Но бывает, что совокупность некоторых факторов формирует повышенную конфликтность личности. То есть сама личность является дружелюбной, но в определенных условиях реагирует агрессивно.

Рассмотрим понятие «конфликтность личности», которое рассматривают в своем учебнике Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. По их мнению, этот термин обозначает интегральное свойство, которое указывает на частоту вступления человека в конфликтное взаимодействие. То есть при высокой своей конфликтности человек часто сам является инициатором напряженных отношений с окружающими.

Определить уровень конфликтности человека можно с помощью учета следующих факторов (Анцупов А.Я., Шипилов А.И. - Конфликтология. Учебник для вузов):

- Психологический фактор (темперамент, агрессивность, психологическая устойчивость, уровень притязаний, эмоциональное состояние на данный момент, акцентуация характера и т.д.);

- Социально-психологический фактор (социальные установки и ценности, отношение к оппоненту, направленность на себя и свои чувства, компетентность в общении и др.);

- Социальный фактор (условия жизни и деятельности, возможность отдыха и удовлетворения собственных потребностей, социальное окружение, общий уровень культуры и т.п.).

Перечисленные составляющие конфликтности влияют на формирование у человека определенного отношения к ситуации, к оппоненту и к себе, а как следствие и соответствующей реакции – негативизму. Такое поведение проявляется в упрямстве, в пренебрежительном отношении, в подозрительности и неприятии помощи, в немотивируемой злобности, в стремлении к спорам по любому вопросу, в навязчивом иронизировании, подтрунивании и насмешках (Гришина Н. В. - Психология конфликта).


Также возможно, что с течением времени у человека формируется негативный опыт разрешения конфликтов и в последствии это формирует у него неосознанное «эмоциональное тяготение» к драматизации и приумножению напряженности в межличностных отношениях. Данное влечение, может расцениваться окружающими, как желание конфликтовать со всеми людьми. Человек может попросту не знать других вариантов разрешения трудностей и такое поведение является единственным способом защитить себя.

В некоторых случая неосознанное формирование напряженности во взаимодействиях может быть глубинной проблемой личности. Как пример, повышение своей самооценки за счет принижения других людей. Здесь негативизм выступает, как преобладание в отношении других отрицательных оценок.

Поговорим о том, как люди ведут себя в конфликтных, сложных ситуациях. В своем окружении вы наверняка узнаете человека, который прекращает всякие контакты с оппонентом, или есть такие, которые всегда и со всем соглашаются и т.д. Существует пять основных стратегий поведения в конфликте представленные в концепции Томаса – Киллмена:

1. Борьба (принуждение).

Участник конфликта настаивает на своей точке зрения во что бы то ни стало, его не интересуют интересы других. Данная стратегия поведения может быть эффективной, в ситуации, препятствующей достижению своих целей.

2. Уход (уклонение).

Человек всячески пытается избежать взаимодействие с оппонентом и отложить важное решение на потом. Для него свойственно демонстративно уходить, отрицать важность случившегося, специально замедлять процесс разрешения, а также подавлять собственные эмоции. Такое поведение подходит в ситуациях, в которых предмет спора не представляет никакой важности или в заведомо проигрышных условиях.

3. Приспособление (уступчивость).

Участник не учитывает свои интересы и готов принести их в жертву. Такая реакция целесообразна, когда предмет спора имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с другой стороной.

4. Компромисс.

Одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определённой степени или в конкретных условиях, то есть поиск разрешения конфликта ведется за счёт взаимных уступок. Способность к компромиссу уменьшает недоброжелательность. Однако принятое решение не удовлетворяет участников полностью, и в дальнейшем есть риски повторного конфликта.

5. Сотрудничество.

Участники принимают интересы друг друга, что даёт им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Данная стратегия поддерживается мыслью: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

Иногда в одной ситуации человек может менять свое поведение или в разных случаях транслировать разные реакции, однако имеется доминирующая стратегия, которая включается, как первичная реакция в моменты стресса.

Человек имеющий бесконфликтный характер взаимодействия часто жертвует своими интересами и выбирает стратегию поведения – приспособление. А люди с повышенной конфликтность наоборот не готовы уступать, даже зная, что могут «проиграть», часто их выбор падает на стратегию «соперничества» или «избегание».

Имеющийся опыт и доминирующие установки поведения могут сыграть роль в составлении мнения о человеке, как о типе конфликтной личности. Однако, помимо этого имеются и ситуативные факторы – конфликтогены.


Конфликтоген – это предмет, вещь, идея, взгляд, выявляющие различия, отношения, слова, действия (или бездействие), который могут привести к возникновению напряженной ситуации. Провокатирующее свойство конфликтогена чаще всего имеет непроизвольный характер, но большое влияние на процесс взаимодействия между людьми.

Соответственно прежде, чем наделять человека какими-либо свойствами, оцените уровень его конфликтности, условия, в которых он находится и предыдущий опыт взаимодействия с этим человеком, то есть его представления о мире и поведение в разных ситуациях. Только проанализировав причины конфликтного проявления можно сделать вывод о личности.

 Глухих Виктория Михайловна,
методист отдела развития психологической службы
в образовании и службы медиации ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»

 

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть