Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Личный кабинет
Все теги

«Использование профилактической игры «Сегодня про счастливое завтра» в работе с детьми и родителями»

18.12.2023


  

Об игре

Профилактическая игра-тренинг «Сегодня про счастливое завтра. Для подростков и родителей» является дополнительной образовательной (общеразвивающей) психолого-педагогической программой и предназначена для детей 12 – 16 лет и их родителей. Игра была создана в 2021 г. сотрудниками ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» под руководством педагога-психолога Дубровиной О.В.

Данная программа является преемственным продолжением игры-тренинга «Сегодня про счастливое завтра. Для подростков» и проводится в формате настольной игры при участии родителей (законных представителей) подростков.

При составлении данной программы была выбрана модель профилактической социально-психологической настольной игры, в рамках которой создается пространство для определенной свободы действий как важного элемента взросления.

Игра основана на первичной профилактике зависимого поведения и пропаганде здорового образа жизни подростков, направленной на поддержание и развитие условий по сохранению физического, личностного и социального здоровья.

Уникальность (ценность) игры-тренинга – это ориентация не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья, освоения и раскрытия ресурсов психики личности подростков.

Игра-тренинг является доступным, интересным и эффективным инструментом, позволяя успешно применить его в организации игрового взаимодействия подростка и родителя.

 

 Почему важно использовать элементы игровой деятельности в работе с подростками?

Игра – присуща человеку, для подростков она еще не так давно являлась ведущей деятельностью. Атмосфера игры позволяет расслабиться и снизить жесткость самоконтроля. Это отличная возможность для самоисследования.

Игра-тренинг «Сегодня про счастливое завтра. Для подростков и родителей» включает в себя следующие функции игровой деятельности

Развлекательная – позитивно эмоционально окрашена, вовлекает, поднимает настроение.

Коммуникативная – способствует развитию коммуникативных навыков, создает атмосферу открытого и доверительного общения.

Самореализационная – дает возможность участникам проявить активность, показать свои возможности в безопасном пространстве.

Игротерапевтическая – помогает подростку преодолеть различные трудности, возникающие в жизни.

Диагностическая – позволяет выявить отклонение в развитии поведения подростка.

Коррекционная – позволяет нести изменение в структуру личности.

Социализационная – возможность включить подростка в систему социальных отношений и способствует усвоению им социальных норм.

Для специалистов образовательных организаций ценность игры-тренинга заключается в следующих функциях:

диагностическая (раскрытие переживаний подростка, особенностей его характера и межличностных отношений, стереотипов поведения, неконструктивных способов разрешения конфликтов);

коррекционно-развивающая (предоставление подростку возможности для самовыражения, осознания и отреагирования психоэмоционального напряжения, страхов).


Структура программы

Игра-тренинг «Сегодня про счастливое завтра. Для подростков и родителей» рассчитана на 3 занятия, продолжительность каждого занятия 60 минут. Регулярность занятий 1 раз в неделю. Между тем, отдельные задания игры могут быть использованы в детско-родительском консультировании, при проведении групповых занятий.

Начинать игру предлагается с приветствия, мотивирующего участников состязания на плодотворную работу и сотрудничество.

Например, «Добрый день, уважаемые участники, мы рады приветствовать вас на нашей игре «Сегодня про счастливое завтра. Для подростков и родителей», в ходе которой мы обсудим, как строить успешный, здоровый образ жизни, достигать целей, преодолевать препятствия, справляться с эмоциями и лучше понимать окружающих нас людей».

Первый этап – «Твои возможности» – нацелен на развитие осознанного подхода к жизни, эффективной коммуникации, а также навыков взаимодействия с родителями.

Участники получают карточку героя, который будет проходить испытания игры.

 

Практика применения игры показывает, что подробное и многоплановое описание героев позволяет подросткам идентифицировать себя с ним. Олицетворяя себя с другим, ребенок снимает эмоциональный накал при доверительном общении со взрослым и в «опасный» момент может спрятаться за спину своего героя («Это не я, это – он»).

 

При выполнении задания «Используй возможность» команды прописывают перспективы той или иной возможности для развития личности героя. При этом важно опираться на его сильные качества, интересы и склонности.

Подростки с огромным интересом подходят к решению предложенных задач по реализации возможностей, демонстрируют разноплановый подход. Иногда выясняется, что родители и предположить не могли, что ребенок, оказывается, хотел бы заняться новым видом физической активности, поехать в молодежный лагерь, вполне представляет себя проходящим стажировку в серьезной компании.

Это испытание позволяет родителю понять актуальные потребности своего ребенка и пересмотреть свое отношение к нему.


При выполнении задания на преодоление эмоциональных трудностей подростки получают необходимую информацию о названиях, содержании эмоций и способах справляться с их проявлениями. Это способствует развитию эмоционального интеллекта, лучшему понимаю своих и чужих эмоций, а также личных границ.


На втором этапе игры – «Сделай свой выбор»формируется умение совершать осознанный выбор в стрессовой ситуации.

Участникам предлагается трудная ситуация, ставящая под угрозу благополучие подростка. В сотрудничестве со взрослым ребенок получает возможность открыто говорить о существующих жизненных опасностях, опираясь при этом на воображаемого героя как защиту от критики.

Родитель, в свою очередь, получает возможность озвучить (пусть даже по требованию сценария) важные для подростка слова поддержки в трудную минуту, что может стать залогом в будущих сложных ситуациях.


На третьем этапе – «Мое будущее: профессия и я!» – у участников появляется возможность соотнести образ персонажа с различными профессиями на основании его интересов и способностей, показать взаимосвязь успешного жизненного пути и выбранной профессиональной деятельности

Выполняя задание «Выбери профессию» игроки приходят к выводу, что подобный выбор – очень ответственный, поскольку работа – это не просто ежедневный труд, но и образ жизни, мыслей, особое окружение. При выборе профессии следует оценить все ее аспекты, примеряя ее на себя. Когда мы знаем свои сильные и слабые стороны, то легче определиться, с тем, чем хочешь заниматься. Бонусом для родителя является возможность рассказать о своей профессии как возможном способе самореализации.

Заключительное задание игры «Я могу все!» подростки выполняют самостоятельно: они уже получили необходимое подкрепление от родителей и готовы к «самостоятельности». По условиям игры детям предстоит ответить на вопрос: «Если бы я стал самым влиятельным человеком в мире, что бы я изменил?» Родителям остается довериться своим детям и занять позицию наблюдателей.

Впечатляют ответы детей, который подходят к выполнению этого задания с большой социальной ответственностью:

– «сделать бесплатным проезд в любом транспорте для пожилых людей»;

– «помогать многодетным семьям»;

– «создать лекарства от неизлечимых болезней» и т.д.

Получая подобные ответы, понимаешь, что игра прошла не зря, она позволила актуализировать ценностные ориентации, социально-активную жизненную позицию, а также адекватное восприятие традиционных ценностей общества.

Игра завершается объявлением результатов и поздравлением команд, каждая из которых неизменно заслуживает похвалы за плодотворное сотрудничество.

Итак, играть в совместные игры всегда приятно и полезно, а когда в этом процессе есть возможность наработать социальные навыки: общения, взаимодействия, совместного преодоления трудностей – то это становится ценным! Проводите время друг с другом – это всегда объединяет. Желаем успеха!


Педагог-психолог отдела развития психологической службы в образовании и службы медиации ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»
Тетерина Ольга Федоровна

 

 

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть