Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Все теги

Дошкольный возраст: его роль в развитии личности ребенка

21.10.2021



Без сомнения, каждый специалист образовательной организации владеет основами возрастной психологии и знает особенности развития детей на каждом возрастном этапе. Несмотря на это, в данной статье хотелось бы сделать акцент на дошкольном периоде, потому что именно дошкольное детство имеет особое значение в развитии личности ребенка.

В психологии принято считать, что дошкольный возраст длится от 3 до 7 лет. Начинается этот период, так называемым «кризисом трех лет» и заканчивается поступлением ребенка в общеобразовательную организацию.

В дошкольном периоде интересы ребенка постепенно смещаются от мира предметов в мир людей, начинается интенсивное взаимодействие не только со сверстниками, но и со взрослыми. В первую очередь это связано с тем, что ребенок все чаще выходит за «рамки» семьи. Большинство детей начинают посещать дошкольные образовательные учреждения, участвовать в различных развивающих и обучающих занятиях и кружках.

Поступая в детский сад, ребенок сталкивается с незнакомым для себя миром, который ему предстоит постепенно осваивать. В период адаптации важна не только поддержка родителей, но и помощь воспитателя, который своим вниманием, заботливым отношением и терпением, может помочь малышу преодолеть это непростое время.

На данном этапе, педагог, воспитатель играют важную роль в становлении личности ребенка. Ведь дети значительную часть времени проводят в детском саду, и если их окружают добрые, позитивно настроенные, творческие и профессионально подготовленные специалисты, то можно быть уверенным, что это благоприятно отразится на их психологическом здоровье. Особенно это важно, тогда, когда ребенок растет в неблагополучной семье и имеет мало опыта конструктивного взаимодействия со взрослыми.

Умение найти индивидуальный подход к каждому ребенку, помогает специалисту выстраивать адекватные стратегии взаимодействия и выбирать актуальные методы и техники в воспитании и развитии детей. Наиболее эффективными методами в работе с дошкольниками является игра. Это связано с тем, что игровая деятельность является ведущей для детей 3-7 лет.

         Именно в игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, быть рядом не только со сверстниками, но и с педагогами, учиться правильно оценивать свои действия и поступки окружающих. В игре формируется морально-нравственная сфера ребенка, развивается эмоциональный и социальный интеллект.

К сожалению, в последнее время все больше внимания уделяется только интеллектуальному развитию детей. С раннего возраста родители стараются обучать ребенка новым знаниям, занимаются ранней подготовкой к школе. Однако, мнение специалистов на этот счет, неоднозначное. Кто-то утверждает, что если ребенок интеллектуально готов к обучению, то его можно отправлять в школу в 6 лет. Другие утверждают, что существуют определенные закономерности развития ребенка, и если к 6 годам он может интеллектуально созреть, при постоянной стимуляции когнитивной сферы, то целенаправленному развитию эмоционального и социального интеллекта, чаще всего внимание не уделяется и эти сферы личности ребенка значительно отстают от интеллекта, и это может затруднять адаптацию ребенка в образовательной организации.

При раннем поступлении ребенка в школу, происходит досрочная смена игровой деятельности на учебную, что может негативно отразиться на его дальнейшем развитии. Например, в подростковом возрасте такие дети могут уйти в игровую, компьютерную зависимость, как бы компенсируя недополученный детский опыт, либо это может проявиться во внезапной социальной инфантилизации подростка.

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы здоровой самооценки, которая формируется в процессе взаимодействия, когда ребенок сравнивает себя с другими людьми, в первую очередь со сверстниками. Благодаря этому, ребенок точнее представляет свои возможности, демонстрируя их в разных видах деятельности, и по ним его оценивают окружающие. В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется способность отделять оценку других людей от своей собственной. Неправильное проживание этого периода может приводить к формированию у ребенка чувства зависти, вины и пассивности.

Именно в дошкольном возрасте у детей формируется гендерная принадлежность, которая проявляется в играх со сверстниками, например, «Дочки-матери», «Войнушки» и т.п. Через наблюдение за взрослыми дети учатся устанавливать связь между профессиями мужчин и женщин, и их полом. Начинают формироваться определенные стереотипы мужского или женского поведения. Несформированность гендерной позиции, в дальнейшем может приводить к нарушениям полоролевой идентификации, что чаще всего проявляется в подростковом возрасте.

Хотелось бы отметить, что в дошкольном периоде дети переживают нормативный возрастной «кризис трех лет». В этот период ребенок становится все более самостоятельным, у некоторых детей могут проявляться капризность, непослушание, протесты. И ели ребенок в этот период получает необходимое количество самостоятельности, а также поддержу от окружающих его взрослых, то это может способствовать формированию у ребенка решительности и уверенности в своих силах, в противном случае развиваются робость, застенчивость и неуверенность.

Дошкольный возраст – важный период в жизни человека, когда формируется большинство жизненно необходимых характеристик, способствующих его успешной самореализации и социализации. Все взрослые, окружающие ребенка в данный период, так или иначе воздействуют на развитие его личности. Профессионально ориентированные и подготовленные педагоги всегда могут оказать позитивное влияние как на детей, так и их родителей, расширяя родительскую компетентность в вопросах воспитания, развития и социализации детей.

Заведующий отделом психолого-педагогического 
сопровождения семей ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»
Передельская Ирина Георгиевна

 

 

Возврат к списку


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть