05.07.2024
Такая мера экстренной групповой психологической помощи как дебрифинг используется после травмирующих происшествий для уменьшения нанесенного ущерба и снятия напряжения, возникшего на фоне ощущения «уникальности» переживаемых чувств, а также для мобилизации внешних и внутренних ресурсов участников событий в дальнейшей борьбе с переживаниями.
Дебрифинг представляет собой беседу с группой, направленную на создание безопасной, доверительной атмосферы и нивелирование рисков возникновения психических расстройств.
Данный универсальный инструмент педагога-психолога, специализирующегося на оказании экстренной психологической помощи, может применяться для работы со всеми субъектами образовательных отношений: педагогами, обучающимися и их родителями.
Самое важное в дебрифинге – это организация группового обсуждения. Оно включает в себя проговаривание, слушание, принятие решений, обучение, следование повестке дня, «приведение» встречи к удовлетворительному завершению и позитивному результату.
Ведущий также выполняет функции по использованию законов групповой динамики, контролю над перемещением членов группы внутри и вне комнаты, контролю за временем, осуществлению индивидуальных контактов с теми, чье состояние ухудшилось, и записи происходящего. Перечисленные действия подчинены цели и задачам действия.
Цель дебрифинга – минимизация психологического ущерба. Задачи можно представить системой кругов, имеющих разную направленность и степень углубленности в тему. Всего принято насчитывать три круга, каждый из которых также подразделяется на фазы. Краткое описание процедуры:
Первый круг – проработка основных чувств и измерение интенсивности стресса.
1) вводная фаза, в которой ведущий представляет себя, цель встречи и определяет правила;
2) фаза фактов – каждый участник кратко описывает картину происшествия;
3) фаза мыслей – участники делятся возникшими мыслями в связи с происходящим. Вопросы, открывающие эту фазу, могут быть такими: «Какими были ваши первые мысли, когда это произошло, когда вы возвратились на место действия, некоторое время спустя и т.п.»;
4) фаза реагирования – самая длительная часть дебрифинга, вызывающая чувственное отреагирование, зачастую очень болезненное. Вопросы, способствующие этому, могут быть сформулированы так: «Как вы реагировали на событие?», «Что для вас было самым ужасным из того что случилось?», «Переживали ли вы в вашей жизни раньше что-либо подобное?»
Второй круг – детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства спокойствия и поддержки.
5) фаза симптомов – участников просят описывать симптомы (эмоциональные, когнитивные и физические), которые они пережили на месте действия, когда инцидент завершился, когда они возвратились домой, в течение последующих дней и в настоящее время. Вопросы о необычных переживаниях, о некоторых трудностях возврата и сбоях в работе — обязательны;
6) подготовительная фаза – резюмирование и обобщение реакций участников с целью демонстрации нормальности реагирования на ненормальные обстоятельства. Приветствуется использование доски с написанными симптомами для наглядности.
Третий круг – мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
7) фаза реадаптации – в этой фазе обсуждается и планируется будущее, намечаются стратегии преодоления, особенно важно участие группы и в дальнейшем семьи, как источника поддержки.
Подробнее ознакомиться с технологией можно здесь: https://centerlado.ru/uploadedFiles/files/metod.rekomendacii-po-epp.pdf .
Дебрифинг как формат беседы с группой не является новым и не вызывает существенных трудностей у специалиста, неоднократно проводившего подобные мероприятия. Но как быть, если такого опыта нет, а ситуация требует незамедлительного действия без возможности подготовки?
Недостаточный объем информации о происшествии и неуверенность специалиста могут привести к неудовлетворительным результатам и, более того, навредить участникам.
Педагог-психолог может столкнуться с разного рода трудностями при проведении дебрифинга, некоторые из них приведены ниже вместе со способами преодоления.
1. Трудность: недостаточный уровень подготовленности и дезорганизующие переживания специалиста по поводу хода дебрифинга.
Способ преодоления: использование ведущим бумажных носителей с необходимой информацией по существу случая.
2. Трудность: большая аудитория участников.
Способ преодоления: аудитория более 15-ти человек требует привлечения второго специалиста или ассистента, а также – разделения группы.
3. Трудность: участники дебрифинга неохотно идут на контакт и не говорят о своих чувствах.
Способ преодоления: вернуться к обсуждению фактических аспектов происшествия (описание обстоятельств, при которых участник оказался в чрезвычайной ситуации); о фактах происшествия, не касающихся внутренних ощущений, участникам легче говорить, поскольку это не касается сильных переживаний.
Лакисова Мария Владимировна, педагог-психолог отдела
экстренной психологической помощи ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо».
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть