Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Вопрос педагогу-психологу
Личный кабинет
Все теги

Дебрифинг как метод работы с групповой психической травмой: практические заметки начинающего специалиста

05.07.2024



Такая мера экстренной групповой психологической помощи как дебрифинг используется после травмирующих происшествий для уменьшения нанесенного ущерба и снятия напряжения, возникшего на фоне ощущения «уникальности» переживаемых чувств, а также для мобилизации внешних и внутренних ресурсов участников событий в дальнейшей борьбе с переживаниями.

Дебрифинг представляет собой беседу с группой, направленную на создание безопасной, доверительной атмосферы и нивелирование рисков возникновения психических расстройств.

Данный универсальный инструмент педагога-психолога, специализирующегося на оказании экстренной психологической помощи, может применяться для работы со всеми субъектами образовательных отношений: педагогами, обучающимися и их родителями.

Самое важное в дебрифинге – это организация группового обсуждения. Оно включает в себя проговаривание, слушание, принятие решений, обучение, следование повестке дня, «приведение» встречи к удовлетворительному завершению и позитивному результату.

Ведущий также выполняет функции по использованию законов групповой динамики, контролю над перемещением членов группы внутри и вне комнаты, контролю за временем, осуществлению индивидуальных контактов с теми, чье состояние ухудшилось, и записи происходящего. Перечисленные действия подчинены цели и задачам действия.

Цель дебрифинга – минимизация психологического ущерба. Задачи можно представить системой кругов, имеющих разную направленность и степень углубленности в тему. Всего принято насчитывать три круга, каждый из которых также подразделяется на фазы. Краткое описание процедуры:

Первый круг – проработка основных чувств и измерение интенсивности стресса.

1) вводная фаза, в которой ведущий представляет себя, цель встречи и определяет правила;

2) фаза фактов – каждый участник кратко описывает картину происшествия;

3) фаза мыслей – участники делятся возникшими мыслями в связи с происходящим. Вопросы, открывающие эту фазу, могут быть такими: «Какими были ваши первые мысли, когда это произошло, когда вы возвратились на место действия, некоторое время спустя и т.п.»;

4) фаза реагирования – самая длительная часть дебрифинга, вызывающая чувственное отреагирование, зачастую очень болезненное. Вопросы, способствующие этому, могут быть сформулированы так: «Как вы реагировали на событие?», «Что для вас было самым ужасным из того что случилось?», «Переживали ли вы в вашей жизни раньше что-либо подобное?»

Второй круг – детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства спокойствия и поддержки.

5) фаза симптомов – участников просят описывать симптомы (эмоциональные, когнитивные и физические), которые они пережили на месте действия, когда инцидент завершился, когда они возвратились домой, в течение последующих дней и в настоящее время. Вопросы о необычных переживаниях, о некоторых трудностях возврата и сбоях в работе — обязательны;

6) подготовительная фаза – резюмирование и обобщение реакций участников с целью демонстрации нормальности реагирования на ненормальные обстоятельства. Приветствуется использование доски с написанными симптомами для наглядности.

Третий круг – мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.

7) фаза реадаптации – в этой фазе обсуждается и планируется будущее, намечаются стратегии преодоления, особенно важно участие группы и в дальнейшем семьи, как источника поддержки.

Подробнее ознакомиться с технологией можно здесь: https://centerlado.ru/uploadedFiles/files/metod.rekomendacii-po-epp.pdf .

Дебрифинг как формат беседы с группой не является новым и не вызывает существенных трудностей у специалиста, неоднократно проводившего подобные мероприятия. Но как быть, если такого опыта нет, а ситуация требует незамедлительного действия без возможности подготовки?

Недостаточный объем информации о происшествии и неуверенность специалиста могут привести к неудовлетворительным результатам и, более того, навредить участникам.

Педагог-психолог может столкнуться с разного рода трудностями при проведении дебрифинга, некоторые из них приведены ниже вместе со способами преодоления.

1.              Трудность: недостаточный уровень подготовленности и дезорганизующие переживания специалиста по поводу хода дебрифинга.

Способ преодоления: использование ведущим бумажных носителей с необходимой информацией по существу случая.

2.              Трудность: большая аудитория участников.

Способ преодоления: аудитория более 15-ти человек требует привлечения второго специалиста или ассистента, а также – разделения группы.

3.              Трудность: участники дебрифинга неохотно идут на контакт и не говорят о своих чувствах.

Способ преодоления: вернуться к обсуждению фактических аспектов происшествия (описание обстоятельств, при которых участник оказался в чрезвычайной ситуации); о фактах происшествия, не касающихся внутренних ощущений, участникам легче говорить, поскольку это не касается сильных переживаний.

 

Лакисова Мария Владимировна, педагог-психолог отдела 

экстренной психологической помощи ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо».

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть