Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Вопрос педагогу-психологу
Личный кабинет
Все теги

«Личность специалиста – главный инструмент при оказании психологической помощи»

13.09.2024


9fabfd10-9130-4fe9-8337-25954b9c208c.jpg

Мы продолжаем публикацию материалов, посвященных 20-летию психологической службы в образовании Свердловской области, и предлагаем вашему вниманию интервью с заместителем директора ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» – руководителем регионального ресурсного центра по психолого-педагогическому сопровождению, кандидатом психологических наук Натальей Ивановной Шемпелевой.

Наталья Ивановна, расскажите, как Вы решили стать психологом?

Ориентиром в моем профессиональном становлении всегда были и остаются мои педагоги. Так, педагог-психолог школы, в которой я училась, своей глубокой увлеченностью к познанию личности человека привлек мое внимание к профессии психолога. А с девятого класса я планировала стать не просто психологом, а психологом Президента. И так случилось, что в начале своего профессионального пути я работала психологом в общественной организации, которую возглавлял президент (так именовалась руководящая должность). Можно сказать, что психологом президента я все-таки стала.

Поделитесь, какое у Вас образование и опыт работы.

На сегодняшний день я счастливый обладатель не только высшего психологического образования, но и ученой степени кандидата психологических наук. Мой профессиональный опыт охватывает деятельность практически во всех структурах, где есть должность психолога – это учреждения образования, социальной политики, силовых ведомств (Министерства обороны и МЧС), некоммерческого сектора, а также включает в себя выполнение профессиональных задач для целей предварительного следствия и правосудия (Следственный комитет, судебные органы).

Работая в должности руководителя филиала центра «Ладо», я имею возможность перенести лучшие практики психологического сопровождения в деятельность психологической службы в системе образования и реализовать их, например, в сфере профилактики суицидального риска обучающихся и иных кризисных ситуаций, а также – оказания экстренной психологической помощи как в очном, так и в дистанционном формате. 

Кого из представителей психологической службы в образовании региона Вы можете назвать своим наставником?

Бессменным Учителем, Наставником, примером профессионализма, совмещающим в себе тактичность, строгость, чуткость и требовательность, для меня является Наталия Николаевна Васягина, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии образования Уральского государственного педагогического университета.

Под ее руководством проведено фундаментальное исследование личностных ресурсов обучающихся и определены условия профилактики суицидального поведения, а в последующем – защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. 

Какие основные вехи Вы выделяете в развитии психологической службы в системе образования?

Полагаю, что создание в регионе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи является одним из ключевых этапов начала развития психологической службы в Свердловской области.

Центр «Ладо», все эти годы возглавляемый Ириной Васильевной Пестовой, является одним из таких учреждений и вносит свой серьезный вклад в функционирование психологической службы.

Другими значимыми этапами я считаю введение на уровне региона позиции главного внештатного педагога-психолога; создание модели психологической службы в системе образования; утверждение положения о психологической службе в образовании и создание регионального ресурсного центра по психолого-педагогическому сопровождению.

Как, по-Вашему, менялись цели работы психолога образования за двадцать лет?

С самого начала функционирования психологической службы основной целью деятельности психологов системы образования было и остается психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, или другими словами – создание условий для наилучшего усвоения обучающимися образовательной программы.

В период становления психологической службы наибольшее внимание уделялось вопросам дифференциации обучающихся по уровню развития познавательных способностей – для оптимального подбора образовательной программы для них. Это было связано с развитием сети коррекционных учреждений различного типа и вида, реализующих адаптивные образовательные программы. В свете этого одной из ключевых задач педагога-психолога являлась также реализация коррекционно-развивающих программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Со временем акцент в психологическом сопровождении сместился с коррекции на профилактику каких-либо нарушений в поведении и развитии обучающихся, а с возвращением системе образования функции воспитания особое внимание стало уделяться работе с родителями: важно повышать родительскую компетентность в вопросах развития, воспитания и образования детей.

В условиях актуальной социально-политической ситуации возросла значимость своевременного и профессионального оказания экстренной психологической помощи.

Какими Вы видите дальнейшие перспективы развития психологической службы в образовании Свердловской области?

Помимо перечисленных выше направлений работы, перспективными направлениями считаю развитие и укрепление кадрового потенциала педагогов, а также разработку и внедрение новых технологий обеспечения психологической безопасности образовательной среды.

Что Вас больше всего привлекает в работе психолога?

В целом, моя работа в сфере оказания психолого-педагогической помощи – это не просто трудовая деятельность, а способ самореализации и развития личностного потенциала. Я получаю удовольствие от того, что помогаю людям, от профессионального взаимодействия с коллегами и от сопричастности общему делу – развитию региональной психологической службы.

Чем Вы любите заниматься в свободное время? Есть ли у Вас хобби, увлечения?

Свободное время я стремлюсь наполнить общением с семьей и друзьями. Очень люблю готовить для них и радоваться тому, что они получают удовольствие от результатов моего кулинарного искусства.

С каким напутствием Вы бы обратились к молодым специалистам, кто только начинает свой путь в профессии психолога?

Не надо боятся первых трудностей в профессии. Несмотря на то, что психологическая практика требует значительного вложения душевных сил, обратной ее стороной является наполнение специалиста новым личностным опытом. Помните, что именно личность специалиста является его главным инструментом при оказании психологической помощи. Успехов вам в нелегком, но благородном и нужном людям труде психолога!

a642c68b-3bd7-468c-b813-b64a4f06c28c.jpg

Подготовила педагог-психолог отдела развития психологической службы в образовании и службы медиации ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» Ольга Федоровна Тетерина.


Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть