Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Личный кабинет
Все теги

Учитель и родитель – как прийти к взаимопониманию?

15.06.2020


Теги


Для ребенка, какого бы возраста он ни был, самыми важными и значимыми людьми в его жизни остаются взрослые: родители и учителя. Родитель, учитель и ребенок – это неразрывное звено, которое работает вместе на протяжении 11 школьных лет. При этом именно учитель (как правило, классный руководитель) является тем самым связующим звеном между ребенком и родителем в условиях образовательной организации.

Однако на протяжении долгих 11 лет между учителем и родителем могут возникать ситуации недопонимания, которые отражаются и на ребенке в том числе. Таким образом, ребенок становится как бы «заложником» такого «недопонимания» между двумя (родитель и учитель) людьми, что может впоследствии привести к потере мотивации и снижению успеваемости.

В чем может выражаться недопонимание? Например, в вопросах воспитания и образования детей. Безусловно, каждый взрослый имеет свое представление, каким должно быть «хорошее образование и воспитание», но у учителя и родителей совершенно разные пути к достижению этих целей. Учитель, в первую очередь, при воспитании и образовании детей ориентируется на свои профессиональные знания и опыт, а родители – на переданный им родительский опыт и приобретенные знания в этих вопросах.

Однако не стоит забывать, что воспитание ребенка в семье и воспитание в учебном заведении – это непрерывный процесс! Поэтому, следует объединить усилия в достижении общей цели: делиться опытом, обсуждать проблемы и совместно искать пути для их разрешения. Но для этого нужно прийти к взаимопониманию.

А чтобы обогатить взаимоотношения с родителями учителю следует:

  • Дать родителям то, что требуется и от них. Например: выслушать их проблемы, которые касаются ребенка, при этом проявлять понимание и доброжелательность. Если родители просят конкретных рекомендаций и задаются вопросом, что им делать в сложившейся ситуации – помочь им, но напомнить, что Вы (учитель) сейчас действуете в рамках своей профессиональной компетентности.

  • Помнить, что родитель узнает о школе через ребенка, то есть, смотрит на школу глазами ребенка. Поэтому, в первую очередь, следует выстроить отношение с ребенком, а уже потом с его родителями.

  • Помочь родителям чуть больше узнать о школьных моментах, или получить информацию в области воспитания и образования детей. Например, через проведение тематических родительских собраний с приглашением специалистов, компетентных в заявленном направлении.

  • Помнить, что ни в коем случае нельзя указывать родителям, как правильно воспитывать детей, а тем более ругать их за неконструктивные методы воспитания.

  • Делиться с родителями своим педагогическим опытом.

Если учитель и родители становятся «союзниками», тогда они будут на стороне ребенка. Однако взаимодействие с родителями происходит только при проведении родительских собраний, праздничных мероприятий, а также личных встреч. Иногда, конечно, учителя приглашают родителей в школу на открытые уроки и коллективные мероприятия, участие в которых принимает их ребенок. Но это бывает в очень редких случаях и не во всех образовательных организациях.


Поэтому учителям для осуществления эффективного взаимодействия с родителями обучающихся следует придерживаться следующих рекомендаций:

· Поднимать вопросы только общего характера при проведении родительских собраний

Ведь все проблемы, которые связаны с отдельными учениками можно решить в индивидуальной беседе с родителем. А лучше и вовсе подобрать для проведения полноценных встреч определенное время, удобное как родителям, так и учителю, чтобы разобрать все имеющиеся вопросы. При этом инициатива в проблемной ситуации может принадлежать именно учителю, как компетентному специалисту в вопросах ее урегулирования. Кроме того, не стоит забывать, чем раньше ситуация будет разрешена совместными усилиями учителя и родителей, тем лучше это отразится на дальнейшем обучении ребенка.

· Выстраивать деловые отношения с родителями

Учителю не стоит стремиться к поддержанию с родителями обучающихся дружеских взаимоотношений, только деловые отношения, касающиеся обсуждения вопросов воспитания и образования ребенка.

· Показать родителям, что Вы положительно относитесь к их ребенку

Когда родители видят, что учитель обращает внимание на положительные стороны его ребенка, это способствует возникновению психологического контакта с учителем. Любому родителю приятно, когда учитель в их двоечнике находит за что его похвалить, заботится о благополучии их ребенка, оказывая всевозможную поддержку. Это способствует сотрудничеству между учителем и родителями.

· Поддерживать значимость родителей в вопросах воспитания детей

Один из основных способов привлечения родителей к конструктивному взаимодействию и взаимопониманию, это придание уверенности родителям в собственных силах. Например, в том, что они могут проявлять настойчивость и терпеливость в решении вопросов, касающихся проблем их ребенка, связанных с учебной деятельностью.

Таким образом, основной целью всех вышеперечисленных рекомендаций является объединение усилий родителей и учителя, основывающееся не на агрессивно-оборонительных действиях и панибратских отношениях, а на принятии важности имеющейся у ребенка проблемы и совместном ее решении.

Подводя итоги, можно сделать вывод о необходимости осознания учителем и родителем того, что они преследуют единые цели в вопросах воспитания, обучения и социализации детей. Поэтому так важно владеть навыками конструктивного взаимодействия, проявлять взаимоуважение и прийти к взаимопониманию.

 Старший методист филиала ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»-
Регионального ресурсного центра
по психолого-педагогическому сопровождению
Наталья Викторовна Новосад
г. Екатеринбург

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть