12.06.2020
Данная статья может быть полезна для всех специалистов образовательных организаций: от администрации до педагогического состава. Здесь Вы прочитаете не столько о том, как взаимодействовать с обучающимися, демонстрирующими девиантное поведение, сколько о том, как общаться с их родителями, чтобы прийти к пониманию и совместному решению возникающих проблем.
Немного теории о девиантном поведении
Прежде всего, для любого педагога важно уметь отличать ребенка с девиантным поведением от «неудобного» ребенка. Для этого необходимо обратиться к определениям и того, и другого термина.
Девиантное поведение – это устойчивое поведение обучающегося, отклоняющееся от общепринятых социальных правил взаимодействия. Иными словами, под девиантным поведением понимается нарушение установленных норм и ценностей общества, в котором ребенок постоянно находится.
«Неудобный» ребенок – тот ребенок, который выделяется, отличается от всего класса живым темпераментом, несдержанностью, собственным мнением, которое готов отстаивать и особыми способами проявления эмоций. Исходя из определения, «неудобный» ребенок тоже в какой-то степени проявляет девиантное поведение, однако, есть значительные различия между этими двумя явлениями.
Прежде всего, возраст, с которого можно определить у ребенка девиантное поведение – 9 лет. До этого возраста уместно говорить о проверке ребенком границ дозволенного, о возможной педагогической запущенности, о неспособности ребенка прогнозировать последствия собственного поведения или о том самом «неудобстве» ребенка, но не о девиантном поведении.
Кроме того, девиантное поведение, в отличие от «неудобства» ребенка, – это намеренное нарушение правил, принятых в коллективе (правила класса, если таковые есть, или Устав школы и пр.), несогласие с ними. Чем раньше Вы определите ребенка с девиантным поведением в Вашем классе, тем больше шансов его девиантное поведение скорректировать.
Родители, их чувства и эмоции
Тем не менее, справиться с девиантным поведением обучающегося практически невозможно без помощи родителей, и вот тут как раз кроется большинство сложностей. Дело в том, что чаще всего специалисты образовательных организаций имеют дело с двумя крайностями: либо родители даже не знают, что ребенок проявляет девиантное поведение (например, если родители мало интересуются жизнью ребенка или если ребенок не проявляет признаки девиантного поведения дома), либо знают, но начинают обороняться сразу, как приходят на встречу.
Почему это происходит? Потому что практически каждый родитель, независимо от того, является его ребенок «трудным» или нет, испытывает ряд негативных эмоций, когда сталкивается с критикой собственного ребенка:
злость (родитель и сам понимает, что его ребенок «не идеал», поэтому всерьез раздражается, когда слышит об этом в очередной раз);
чувство вины (чаще всего, родители воспринимают детей, как отражение своих родительских ошибок);
чувство беспомощности (скорее всего, данный родитель уже в курсе проступка/недостатков своего ребенка и предпринимал эффективные, на его взгляд, меры, но они не принесли ожидаемых результатов);
чувство страха (многие тревожные родители испытывают сильнейший страх, ведь, по их мнению, если ребенок уже сейчас проявляет лень/замкнутость/девиантное поведение, то в будущем ситуация может стать еще хуже)
безразличие (как ни странно, с таким чувством родителя Вы тоже можете столкнуться, но не спешите его обвинять: возможно, ему настолько стыдно или страшно за собственного ребенка, что его психика «блокирует» негативные чувства, с которыми не может справиться).
Как взаимодействовать с родителями «трудных» детей
Негативные чувства и эмоции родителей особенно обостряются, когда Вы имеете дело с девиантным поведением обучающегося. Предлагаем Вам несколько рекомендаций, как взаимодействовать с родителями «трудных» детей.
1. Проявляйте доброжелательное отношение.
Родители детей с девиантным поведением наверняка уже привыкли к тому, что все родственники постоянно указывают на их «слабое место» – несостоятельность воспитательных методов, из-за которых ребенок стал «трудным». Поэтому, увидев Ваше доброжелательное отношение, родитель почувствует себя лучше, расслабится и более охотно пойдет на диалог.
2. Задавайте больше открытых вопросов (предполагающих развернутые ответы).
Например: «Замечали ли Вы какие-нибудь особенности в поведении ребенка?», «Как Вы думаете, с чем связано такое поведение ребенка?», «Что Вы уже предпринимали, чтобы исправить поведение ребенка?» и т.д.
3. Покажите родителю, что Вы – союзник, а не обвинитель.
Можно использовать следующие фразы: «Давайте вместе подумаем, что можно сделать в этой ситуации», «Вы можете всегда обратиться ко мне за помощью и советом», «Представляю, как Вам сложно в этой ситуации».
4. Объясните родителю, что девиантное поведение – это способ ребенка показать, что в его жизни что-то не так, своеобразный крик о помощи.
Предложите вместе найти глубинную причину такого поведения и устранить ее.
5. Порекомендуйте родителю обратиться вместе с ребенком к психологу для более комплексного сопровождения ребенка с девиантным поведением.
Расскажите, что посещать психолога – нормально, это действительно поможет эффективно скорректировать девиантное поведение ребенка.
Помните: родитель может не понять и не принять всю серьезность ситуации, может отреагировать бурно: проявить агрессию, заплакать или начать отрицать какие-либо проблемы. Все это – защитные реакции, которые помогают людям справляться со стрессом, но не характеризуют их личностные или родительские качества. Задача специалиста – найти подход к каждому родителю для своевременной и эффективной коррекции поведения ребенка.
Педагог-психолог Регионального ресурсного центра
по психолого-педагогическому сопровождению
Черепанова Алина Игоревна,
г. Екатеринбург
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть