28.07.2021
В современном мире отношение к получаемому образованию стало меняться. Если некоторое время назад считалось, что школьник непременно должен поступить в ВУЗ и получить высшее образование, то сейчас будущие студенты чаще стали обращать свое внимание на среднее профессиональное образование, когда есть возможность получит не только теоретические знания (в том числе и базу среднего общего образования - 10-11 класс), но и реализовать их в практической деятельности. Ведь выпускник колледжа или техникума идет во взрослый мир с набором, как раньше бы сказали, знаний, умений, навыков, а сейчас компетенций, в том числе и с уже большим портфолио.
Однако, существует сложность, когда при выборе профессии несовершеннолетние в возрасте 15-16 лет (возраст выпускников 9 классов) до конца, а иногда и в полной мере, не осознают свои стремления и увлечения. Точнее они могут знать, чем увлечены на данный момент, но это не будет связано с основательным и осознанным выбором профессии на долгое время.
В связи с этим высока вероятность, что на первом курсе техникума или колледжа в одной группе окажутся подростки, недостаточно мотивированные на получение выбранной специальности, поступившие или за компанию с друзьями, или потому что родители настояли. И если при входном анкетировании учащихся на 1 курсе психолог выявляет мотивы, не связанные с получением знаний и желанием развиваться в выбранной профессии, тогда возникает необходимость в мероприятиях, направленных на повышение мотивации к обучению. Такими мероприятиями могут быть тренинги на знакомство и сплочение учащихся, чтобы повысить интерес друг к другу и через это привести их к единой миссии в совместной деятельности - желанию осваивать выбранную профессию в атмосфере взаимоподдержки, взаимопомощи и взаимодоверия.
В данной статье рассматривается проективная методика «Портрет группы», как одно из ключевых упражнений, которое может быть включено в тренинг, направленный на повышение групповой сплоченности. Данная методика применима с одной и той же группой обучающихся в течении всего их обучения, и немного видоизменяется, в зависимости от целей, которые поставлены специалистом. «Портрет группы», созданный на разных этапах обучения и соответственно разных ступенях модели групповой динамики, отражает особенности коллектива, позволяет диагностировать групповые процессы и развивать взаимоотношения между обучающимися. Поскольку данная методика является проективной, то хочется отметить ее, с одной стороны - простоту, а с другой - глубину возможностей. Она позволяет обучающимся не только создать творческий продукт - портрет, который можно анализировать, интерпретировать, но и, например, задаться целью узнать больше друг о друге, устанавливать более доверительные отношения со своими одногруппниками.
Первые идеи по созданию и разработке методики «Портрет группы» появились в 2005-2006 учебном году, на базе профессионального училища «От Кутюр» в рамках работы педагога-психолога. Для понимания некоторых аспектов методики важно дать описательную характеристику учащихся, на которых она разрабатывалась и апробировалась. В основном это были девушки 15-18 лет, на базе 9 и 11 классов; не всегда из полных и благополучных семей; со средним баллом по учебе в школе; чаще всего без мотивации к обучению по выбранной профессии.
Сама апробация проективной методики «Портрет группы» проводилась с 2005 по 2011 год. Первые 3 года (до 2008г.) в ГБУ НПО профессиональном училище «От Кутюр», затем 3 года (до 2011г.) в ГБУ СПО «Областном техникуме дизайна и сервиса». За данный период было нарисовано 14 портретов 10 группами (130 учащихся в совокупности принимали участие), на момент разработки и проведения методика использовалась в каждой группе однократно.
Сейчас предлагаем перейти к рассмотрению самой проективной методики «Портрет группы», ее описанию, материальному оснащению и инструкции. При анализе итогового портрета группы важно учитывать не только то, что изображено на самом рисунке, но и характеристики группы, имеющиеся на момент выполнения методики, также сам процесс работы над портретом, и анализ, который проведут сами учащиеся по завершению.
Проективная групповая методика «Портрет группы»
Описание методики. Методика является проективным тестом. В начале специалист (ведущий) объясняет группе инструкцию и распределяет между участниками роли («Части портрета»). Основная задача заключается в том, чтобы участники в совместной деятельности, выполняя свои роли (рисуя части тела), создали портрет группы. По завершению работы ведущий совместно с участниками обсуждает полученный результат и сам процесс создания портрета.
На кого ориентирована: методика предназначена для работы группы подростков 14-18 лет (но может быть адаптирована и для других возрастов). Оптимальное количество участников для выполнения задания - 9 (+-2). Если группа более 20 участников, тогда ее необходимо разделить на 2 равные группы, что обусловлено малым количеством ролей (частей тела).
Ход методики. Она реализуется как центральное/главное упражнение в тренинговом занятии. В начале необходимо провести ряд упражнений на разминку и активизацию рабочего состояния участников («Счет по кругу», «Пианино», «Пингвины на льдине», «Броуновское движение», «Бабка путаница»). Далее идет распределение ролей (частей тела). После распределения ролей (частей тела) и получения инструкции участники приступают к выполнению задания. По завершению работы портреты с помощью малярного скотча клеятся к стене, чтобы все участники смогли на расстоянии посмотреть на свой «Портрет группы» и во время обсуждения озвучить свои мысли.
Инструкция: «Сейчас я выдам вам список «Части портрета», это своего рода ваши роли для выполнения задания. Вам необходимо будет распределить между собой все роли. Пожалуйста, обратите внимание, что роли распределяются в ходе обсуждения, где вы договариваетесь между собой и определяете кому какая роль подходит больше всего. Например, роль «Глаза», можно отдать двум разным людям, в основу положив следующие критерии: у одного участника самые красивые глаза в группе по мнению всех остальных, и тогда это будет критерий внешнего вида; либо вы можете отдать эту роль человеку, которого вы считаете самым внимательным и наблюдательным в коллективе, который «всё видит» и «всё подмечает», тогда в основе будет лежать критерий содержательности. Т. е. вам группой необходимо договориться между собой, какой критерий ляжет в основу распределения имеющихся ролей.
Далее вы берете рулоны бумаги (обоев) и раскладываете на полу. Человек, которому определена роль «Туловище» ложится на лист бумаги и другие участники обводят по контуру фигуру участника. Далее каждый участник может приступать к работе над своей частью портрета. Только после того как он нарисует и раскрасит ту часть, за которую отвечает, он может присоединиться к другим участникам и помочь им (при необходимости) на других участках. На своем участке вы можете рисовать что хотите и как хотите, используя желаемые цвета».
Список «Части портрета»: туловище, голова, правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, глаза, рот/нос, уши, волос.
! Обращаем Ваше внимание на то, что список может дополняться в зависимости от количества участников и целей тренингового занятия.
Время: ведущий сам определяет необходимое количество времени для выполнения методики и обязательно озвучивает временной интервал участникам тренинга.
Результат: нарисованный портрет группы в виде человека в масштабе 1:1, выполненный графитовым карандашом, фломастерами, маркерами, раскрашенный в различные цвета.
Материальное оснащение:
помещение для тренинговой работы
список ролей «Части портрета»
карточки с названиями частей портрета
листы бумаги 1,5х2 м (можно использовать обои с оборотной стороны)
графитовые карандаши
ластики стирательные
фломастеры / маркеры
краски
кисти
вода
стаканы под воду
ножницы
малярный скотч
Интерпретация:
Информация, которая должна учитываться при анализе:
● возраст
● пол
● основная цель существования группы (учебный класс, учебная группа в образовательной организации, смена в лагере, факультативная группа по психологии, др.)
● сколько времени существует группа (несколько дней, полгода, несколько лет) и какие уже сформировались отношения
● какие роли у членов группы (лидеры, изгои, др.).
Характеристики, по которым можно проводить анализ «Портрета группы» исходя из основной заложенной цели:
● эмоциональный настрой группы в начале работы
● включенность/отстраненность относительно разминочных упражнений
● уровень активности и сплоченности участников
● на каком этапе формирования коллектива находится группа (по Б. Такмену).
Из практики применения методики:
Методика использовалась как одно из упражнений тренинговой работы в учебных группах. Процесс выполнения задания существенно отличался в учебных группах с различными профессиями.
1. Сплоченность. Если Вы обратите внимание на Рисунок №1 (3 курс, закройщики на базе 11 классов), то вы увидите девушку ярко раскрашенную, с округлыми формами, полностью прорисованную и в окружении позитивных предметов. На самом деле, саму группу можно охарактеризовать как дружную и сплоченную, нацеленную на общий результат в совместной деятельности, на продуктивное сотрудничество.
2. Внутригрупповая структура. Поскольку это был третий год обучения, то структура уже сформировалась. И лидерами являлись несколько девушек, мотивированных на получение профессии, которые и задавали общую динамику в обучении.
3. Мотивация на обучение. Если вы внимательно посмотрите на рисунок, то увидите фразы, которые можно интерпретировать различным образом. Допустим, фраза «Забей на все» может быть отголоском завершающегося подросткового периода, когда еще есть потребность в самовыражении через отрицание, при этом фраза «Не трать время попусту - из него состоит жизнь» наиболее полно характеризовало группу на момент рисования портрета, т. к. в группе была высокая ответственность, самостоятельность, нацеленность на обучение и выполнение профессиональных заданий на высоком уровне.
Далее для сравнения представлены несколько портретов групп, выполненных другими учебными группами. Рисунок №2 выполнен закройщиками третьего курса на базе 9 классов: группу также можно охарактеризовать как сплоченную, но в этом портрете больше элементов женственности, флирта, и меньше просматривается нацеленность на результат в учебной деятельности.
А теперь обратите внимание на Рисунок №3, который рисовали закройщики второго курса на базе 9 классов; рот приоткрыт, видны зубы, и если на правой руке длинные и острые ногти, то на левой руке длина и острота ногтей невероятно большая. Само тело девушки не прорисовано, нет яркости и четкости в границах тела, одежда непонятного фасона, грязные и перемешанные цвета. Можно предположить, что на второй год обучения в группе не было единства и согласия, преобладала разрозненность, как в отношениях между учащимися, так и в отношении к получаемой профессии. Также выделялся неформальный лидер с негативным настроем на работу. Динамика в учебной группе в сторону сплочения стала заметна только на третьем курсе обучения.
И для сравнения предлагаю посмотреть Рисунок №4, выполненный группой первого курса по профессиональному направлению – контролеры-кассиры. Портрет девушки в сдержанном цветовом решение, преобладают синий и зеленый цвета, отражающие настрой на обучение, общение, профессиональную заинтересованность.
Как видно из вышеизложенного материала, у проективной методики «Портрет группы» достаточно широкий спектр возможных целей применения. Но по результату, какую бы цель ни ставил ведущий, самое важное значение должно быть отведено, тому что и как говорят о своем портрете сами учащиеся. Поскольку методика проективная, именно то, что озвучивают сами учащиеся и должно быть положено в основу анализа и интерпретации полученных результатов. Поэтому обращайте внимание какие слова, термины, с какой интонацией, с какими эмоциями и чувствами говорят о портрете своей группы учащиеся. Ведь именно это может помочь получить наиболее важную информацию, на основе которой можно будет дать прогноз о возможной зоне роста и дальнейшем развитии групповой динамики.
Примерный список вопросов, которые тренер может задавать участникам при обсуждении «Портрета группы»:
- Что вы видите перед собой?
- Какие эмоции возникают у вас, когда вы смотрите на портрет группы?
- Что больше всего вам нравится в портрете группы?
- Что меньше всего вызывает интерес в портрете группы?
- С чем вы не согласны в портрете? Что больше всего вызывает неприязнь?
- Что хочется исправить в портрете?
- Какие ощущения, эмоции, мысли возникали у вас в процессе выполнения задания?
- Если бы была возможность ещё раз нарисовать портрет группы, чтобы вы стали делать иначе?
- Вы согласны с тем как были распределены роли и как это отображено в портрете?
Методика разрабатывалась и апробировалась на учебных группах начального и среднего профессионального образования, но это не определяет круг ее применения. Возможна адаптация данной методики и для учебных классов в школе (предположительно со среднего звена), для отрядов в летних лагерях с однократным применением, для студенческих групп ВУЗов. Методика проста в применении, но при этом может дать необычные или неожиданные результаты.
Усатова Елена Александровна,
педагог-психолог отдела развития психологической
службы в образовании и службы медиации
ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть